Марина Мацуга
Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Публикация «Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», - считал А. С. Макаренко.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.
Выделяются следующие виды детского труда :
- самообслуживание (удовлетворение повседневных личных потребностей)
Обучая детей навыкам самообслуживания, необходимо поощрять стремление малышей к самостоятельности, способствовать развитию инициативы. Воспитатель обязательно должен обращать внимание, как ребенок выполняет действие (завязывает шнурки, складывает вещи в шкаф и т. д, это необходимо для того, чтобы у ребенка не проявлялась небрежность, неряшливость.
- хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, комнаты, участка)
Любой труд ребенка следует поощрять, это способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке.
- труд в природе
Воспитывая любовь к труду, необходимо вызвать у детей желание работать в уголке природы, на участке.
- ручной труд (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек)
Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей бережно относиться к игрушкам, книжкам, пособиям.
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей :
- поручения (индивидуальные или совместные)
- дежурства
- коллективный труд
При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать привычку к постоянной занятости
- формировать положительное отношение к труду
- воспитывать бережное отношение к результатам труда
- приучать экономно расходовать материалы
- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, учитывая их интересы и склонности
- формировать трудовые умения и навыки
Важно соблюдать определенные условия:
- необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка
- четко и грамотно показывать приемы работы
- воспитывать уважение к людям различных профессий
- уточнять значение труда в жизни людей
- приобщать детей к труду на прогулке
В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского дома (вкусный обед, чистая одежда, расчищенная от снега дорожка)
Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было;
какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.
Можно провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры - формирование представлений о соответствии профессии, потребности в ней.
Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»).
Трудовая деятельность одна из важных видов деятельности ребенка, которая дает ему возможность адаптироваться к миру взрослых, к окружающему миру в целом.