Екатерина Алексеева
Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители могут подумать следующим образом: “Наша семья не музыкальна, никто не поет и не танцует, просто нет способностей к музыке".
А вот и зря.
Ведь вы, наверняка, хотите видеть своего ребенка счастливым — добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Маленькому человечку очень многое дано от рождения, а приобретается в процессе общения с окружающим миром - еще больше. И особенно - от общения с самыми близкими людьми. Способность слышать, а позже — понимать услышанное — одна из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, ребенок будет прислушиваться и к себе.
Публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
А если говорить о том, что у вашего ребенка отсутствуют музыкальные способность лишь потому, что таковых нет у его родных - это большое заблуждение! Дело в том, что у вас они так и остались в первоначальном виде, никто не пытался их развить. Но, несмотря на это, вы можете помочь вашему ребенку развить эти самые способности.
Так вот, родителям, нужно только одно — немножечко помочь врожденному умению малыша слушать и слышать.
Начинать развитие музыкальных способностей можно в любом возрасте, но лучше всего сразу же после рождения. Кто самый первый и важный в этом деле? Конечно, мама. Мама - самая первая учительница музыки. Когда ребенок видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Но помните, что главное - это желание самого ребенка. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в хрошем настроении.
Как не учат буквам, когда ребенок учится говорить, так и не учат играть по нотам, пока ребенок не достигнет определенного уровня развития, пока у него не разовьется музыкальная память. Даже если вы не владеете игрой на фортепиано, это неважно. Главное, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в этом деле, видел, что вы гордитесь его успехами.
Можно выделить 5 основных направлений в занятиях по развитию музыкальных способностей :
1. Восприятие музыки.
Возьмите для начала самые простые песенки. Спойте песенку и повторите ее несколько раз, делая небольшие перерывы между песенками. Можно поднести ребенка к окну и что-то сказать о том, что темнеет, об огоньках в окнах, о луне. Спеть песенку еще раз. Можно проиграть эту же песенку на инструментах, сделанных своими руками. Можно спеть песенку без слов, а еще лучше - включить аудиозапись. На одном занятии желательно выучить одну-две песни.
2. Развитие чувства ритма.
Возьмите ребенка за руку и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние ребенка (как, впрочем, и ваше собственное). Занятия должны приносить удовольствие. Сначала походите, потом попрыгайте, снова походите. Сделайте паузу, пусть ребенок полежит, послушает музыку, пока мама его гладит в такт музыке или играет его пальчиками.
3. Развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Для работы над музыкальным слухом используют самые первые игрушки ребенка - погремушки. Сейчас широко используют самодельные шумовые музыкальные инструменты - мешочки с горохом, фасолью, бутылки с рисом. Их можно оклеить яркой бумагой и поиграть в "оркестр". Сядьте напротив ребенка. Инструменты положите так, чтобы ребёнок их не видел. Поочерёдно, в соответствии с текстом песни, доставайте колокольчик, погремушку, ложки и, поиграв на них, прячьте обратно.
После игры дайте ребёнку возможность самому поиграть на инструментах. Включайте любую танцевальную музыку, русские народные мелодии и ритмично подыгрывайте себе на музыкальных инструментах.
4. Танцевальные движения.
Танцевать с ребёнком можно под плясовые песенки из музыкальной сказки "Катенька и котенька", такие как "Ах вы сени", "Во саду ли", "Качели" и другие. Напевая песенки (или под фонограмму, придумывайте и демонстрируйте движения кукол, игрушек). Ребёнок заинтересуется. Танцуя, не забывайте напевать песенку. Когда ребенок подрастет, учите его танцевать с куклой или игрушкой, для ребенка это бывает намного интереснее, чем танцевать одному.
5. Развитие способностей к музицированию.
“Ансамбль”. Вы играете мелодию на каком-нибудь музыкальном инструменте (не обязательно на пианино, можно на “самоделках”, а ребенку предлагаете играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь). Играя, подбирайте темп, удобный для ребенка.
Как организовать занятия :
• Подавайте ребёнку пример - занимайтесь и играйте сами.
• Используйте игрушки, кукол, будьте изобретательны, импровизируйте, пользуясь материалами пособия - придумывайте свои игры.
• Радуйтесь бурно его успехам, даже маленьким достижениям, не критикуйте, не показывайте своего разочарования.
• Заниматься следует регулярно
• Устраивайте небольшие концерты, приглашайте гостей.
• Не прекращайте занятий, даже если кажется, что все "стоит на месте". Пройдет немного времени, и вы отметите разницу.