Ольга Ермохина
Подходы к организации профориентационной работы с воспитанниками Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к организации профориентационной работы с воспитанниками ГКУ СО ЦП ДОПР «Искра» коррекционный г. о. Сызрань
Ермохина О. В., воспитатель ГКУ СО ЦП ДОПР «Искра» коррекционный г. о. Сызрань
На жизненном пути каждому человеку приходиться сталкиваться с необходимостью выбора: (выбора друзей, места жительства и т. д.). Сложнейшим, является выбор профессии. Значимость этого выбора определяется тем, что профессиональная деятельность есть способ и сфера личностного самовыражения. От правильности выбора зависит удовлетворенность трудом, а так как труд составляет основное содержание и сущность жизни, то и удовлетворенность самой жизнью.
Публикация «Подходы к организации профориентационной работы с воспитанниками Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Каждый в нашем обществе заинтересован в выборе такой профессии, которая была бы надежным источником его материального благополучия и вместе с тем давала бы возможность более полно удовлетворять свои духовные и нравственные потребности в процессе труда.
Для того, чтобы молодой человек правильно выбрал профессию, его необходимо подготовить к этому шагу, но так чтобы выбор профессии выглядел как самостоятельное решение. Главным здесь является правильность организации работы по профессиональной ориентации.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются воспитанники детских домов - это выбор будущей профессии. В настоящее время многие воспитанники учреждений для детей-сирот определяют свой профессиональный путь не на основе глубокого осознания, а под влиянием взрослых, случайных обстоятельств. Осознанный выбор профессии становится ведущим вопросом воспитанника детского дома, который в силу известных обстоятельств может рассчитывать только на себя. В подобной ситуации, главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - является началом пути к самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем.
Важно, чтобы педагоги, работающие в учреждениях для детей-сирот, квалифицированно организовали профориентационную работу, обеспечили условия для принятия воспитанниками осознанных и обоснованных решений, связанных с выбором профессии и жизненных ориентиров.
Поэтому одной из основных задач решаемой в нашем учреждении является задача – не просто подготовить подростка к самостоятельной жизни, а воспитать личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Вся ответственность работы в данном направлении с воспитанниками ложится на плечи педагогов. Они должны подготовить подростков к профессиональному выбору.
В своей педагогической практике работу по профориентации со своими воспитанниками я начинаю гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него актуальным становится профессиональный выбор, когда у них появляется интерес к профессиональной деятельности.
Основным направлением в данной работе для меня стало создание широкого информационного поля для формирования у моих воспитанников представлений о многообразии мира профессий и практических трудовых навыков. Данную работу я осуществляю в тесном контакте с учителями школ, библиотекарем, социальным педагогом и педагогом-психологом.
Здесь я стараюсь использовать самые разнообразный формы и методы профориентационной работы.
- Беседы («Мир профессий», «Как готовить себя к выбранной профессии», «Уроки выбора профессий», «Как избежать ошибок в выборе профессии» и т. д.).
- Профориентационные сюжетно-ролевые игры («Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий», «Остров», и т. д.)
-Коррекционные занятия («Выбор профессии – выбор жизненного пути», «Как мне выбрать профессиональный путь», «Профессии важные и нужные во все времена», «Успех в профессии – успех в жизни», «Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора»).
-Встречи с профессионалами из разных сфер.
-Встречи с выпускниками, обучающимися в учреждениях профессионального образования.
- Сменные уголки профориентации.
-Участие в трудовых десантах учреждения.
-Практикумы («Деловое письмо (заявление, анкета, автобиография)», «Документы, подтверждающие нетрудоспособность» и т. д.).
В практической части проводимых занятий ребята учатся искать источники поиска работы (объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда, писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, рассказывать о своих умениях, о себе, своих навыках, задавать вопросы о режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т. д.). Ребятам интересно было знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качествам профессионала.
Данная работа позволяет сформировать у моих воспитанников теоретические знания, практические умения и навыки, достаточные для самообслуживания, а так же способствует адаптации их в современном обществе, формирует у них социальный опыт поведения.
Так же достаточное количество занятий мною проводится по социально-бытовой ориентировке. Например, при проведении занятия по теме «Труд в домашнем хозяйстве», мы совместно с воспитанниками решали такие вопросы, как «Сколько стоит ….?», «Сколько должна тратить ваша семья на?», «Знание каких наук необходимо для ведения семейного бюджета?», составляли бюджет семьи.
При проведении таких занятий мною учитывается содержание и характер изучаемого материала, возрастные особенности воспитанников и уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к выбору профессии.
Совместно с педагогом - психологом нами организуются профориентационные тренинги : «Необитаемый остров», «Новый город», «Искусство жить в ладу с собой и миром», «Профориентация».
Проводимые тренинги способствуют более успешному самоопределению и построению профессиональной карьеры, эффективному поведению на рынке труда, подготовке к сдаче экзаменов, самопознанию, деловому общению, развитию креативности.
С более старшими воспитанниками я организую встречи со специалистами центра занятости населения и представителями профессионального образования.
Так большой популярностью у ребят пользуются беседы на темы «Рынок труда города и области», «Рынок образовательных услуг города и области», «Знакомство с профессиограммами различных профессий».
Для моих воспитанников уже стали традиционными встречи со специалистами «Центра социально-трудовой адаптации и профориентации г. о. Сызрань». Специалисты данного учреждения проводят с детьми психологическую диагностику по определению сферы интересов с дальнейшим индивидуальным профконсультированием. Затем по результатам проведенной диагностики учат подростков формировать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личности каждого воспитанника. На индивидуальных консультациях решаются личностные проблемы воспитанников, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.
Еще одной важной формой профориентационной работы применяемой мною являются экскурсии. Данная форма работы оказывает большое влияние на формирование у подростков интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Чаще всего мною организуются и проводятся экскурсии на различные предприятия города, в учреждения профессионального образования с помощью привлечения студентов -волонтеров и молодых специалистов.
Важнейшим средством в профориентационной работе являются профессиональные пробы, которые я также использую в рамках работы по профориентации воспитанников. В ходе профессиональных проб ребятам сообщаем базовые сведения о конкретных особенностях профессиональной деятельности, совместно с ними моделируем основные элементы разных видов профессиональной деятельности, определяем уровни готовности подростков к выполнению профессиональных проб.
К проведению профессиональных проб мы привлекаем специалистов различных организаций. Ребятам представляется возможность попробовать себя в качестве профессионалов, понаблюдать за работой людей интересующих их специальностей, где они смогут получить опыт общения.
Для детей, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, мы организуем дополнительные встречи со специалистами, что способствует благоприятной адаптации подростков на рабочем месте.
Статистика последних 5 лет показывает, что после окончания ГКУ СО ЦП ДОПР «Искра» 100% наших воспитанников поступают и обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, анализ проводимой профориентации помог мне выявить положительные направления в работе с воспитанниками : интерес к проводимой работе, влияние на сознательный выбор будущей профессии, рост инициативы воспитанников, самостоятельность и доброжелательность.