ОЛЬГА ЧЕПУРИНА
Пение, как главный элемент эмоциональной устойчивости будущих школьников
«Пение- как главный элемент эмоциональной устойчивости будущих школьников»
Музыкальный руководитель-О. Н. Чепурина (высшая квалификационная категория). МБДОУ д/с №9 «Березка» пгт Ноглики Сахалинской области
«Сильнее всех - владеющий собой»
Сенек
Все мы с вами знаем, что в процессе занятий пением, у детей развиваются музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувство ритма, развиваются внимание, воображение, мышление, речь, воспитывается любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывается отрицательное отношение к дурному, обогащается духовный мир ребенка.
Публикация «Пение, как главный элемент эмоциональной устойчивости будущих школьников» размещена в разделах
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным, согласованным действиям, терпимости.
Важен и тот факт, что пение оказывает и лечебное воздействие на весь организм: мышечную и дыхательную системы, кардиосистему. Оно используется и как одно из реабилитирующих средств : исправление заикания и целого ряда речевых недостатков.
Но сейчас я хотела бы заострить ваше внимание еще на одном аспекте: дети, занимающиеся регулярно пением, учатся владеть своими эмоциями.
Эмоция - это душевное переживание, одно из чувств (страх, горе, злость, радость, восторг, испуг и. т. д.)
Умеем ли мы, взрослые, разбираться в том, что чувствуют дети?
Способны ли научить детей «прочитывать» и осмысливать свои и чужие эмоциональные состояния?
С чем сталкиваются родители первоклассников?
Ребенок отказывается идти в школу, заявляя, что обижен на одноклассников или, что к нему несправедлив учитель. На самом деле эмоция, которую он переживает - страх. Страх не соответствовать тем стандартам и нормам, которые предъявляет ему школа. Эмоции часто становятся спутниками наших «педагогических» воздействий на ребенка, мы вызываем их, считая чрезвычайно полезными. Речь идет о чувствах стыда и вины. Стыд играет важную и полезную роль тормоза, не допускающего нас совершать неблаговидные поступки. Но сколько психологических проблем обрушивается на ребенка, не сумевшего преодолеть инфантилизм этой эмоции : «Мне стыдно, что я толстый (худой!», «Мне стыдно, что я не умею плавать, кататься на коньках, роликах, танцевать, петь…» Драматична судьба ребенка, чьи родители из соображений собственного удобства, заставляют его поступать, даже во вред себе. В результате снижается самооценка, возникает нелюбовь к себе, восприятие себя как в чем-то неполноценного, ущербного, недостойного уважения и симпатии со стороны окружающих.
Чувство вины во многом схоже со стыдом. Почему-то принято считать, что если ребенок почувствовал себя виноватым, то взрослые, как будто – бы осуществили воспитательное воздействие «ребенок осознал и вот- вот исправится». Прямолинейность и наивность этого утверждения равносильны его ошибочности. Чувство вины обессиливает, лишает уверенности в себе, а также включает психологическую защиту в форме грубости, дерзости, агрессии, отчуждения, что мы нередко наблюдаем у учеников начальной школы. Отрицательные эмоции никак не могут стать хорошей «почвой» для развития личности. А вот позитивный, эмоциональный настрой, при общем фоне радостно-удивленного настроения является залогом успеха в учебе.
Поэтому я учу детей распознавать эмоции, осознавать их значение и смысл, а это очень серьезный шаг на пути их взросления и овладения своими переживаниями.
Гармоническое развитие эмоциональной сферы является залогом полноценного общего психического развития, окрашивает жизнь ребенка в яркие цвета. Вместе с тем излишняя эмоциональная чувствительность может привести к быстрой утомляемости и нервозности, поэтому одновременно я развиваю у детей сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение успешно справляться с негативными эмоциями. Этому способствуют специальные музыкальные этюды, в которых ребенок играет роль, «примеряет» на себя те или иные эмоции, обучается управлять ими.
Например, сохранить спокойствие даже в стрессовой ситуации помогает техника вентиляции эмоций (вокальное упражнение используется при работе над дыханием). Представьте, что ваша грудная клетка - это дверной проем: вдох - сквозняк, выдох - сквозняк меняет свое направление. Грудная клетка является проемом для гуляющего сквозняка, который легко и быстро вентилирует эмоции. Сквозняк уносит обидные, несправедливые или грубые слова. Через пение я учу детей подавлять отрицательные эмоции и использовать положительные, создавая себе радостное настроение, которое способствует выбросу эндоморфинов - веществ, отвечающих за жизненный тонус и позитивное мышление, настраивает их на релаксацию, заряжает энергией, способствует продуктивности мышления, преодолению стрессовых ситуаций, делает детей психологически более защищенными, что так необходимо для адаптации детей в начальной школе.
Итак, чтобы достичь определенных успехов в учебе и жизни, необходимо научить детей управлять своими эмоциями, что является одной из задач программы вокального объединения «Планета детства - планета песен», которое состоит из двух вокальных групп: «Веснушки» и «Конфетти». Я руковожу вокальным объединением с 2002 года, (сначала на базе МБДОУ детский сад № 10 «Ласточка», затем на базе МБДОУ детский сад «Березка»). Объединение посещает около 20 детей 4 -10 лет, принимаются все желающие, независимо от музыкальных способностей. В каждой возрастной группе имеются коррекционные подгруппы, в которых с детьми проводятся индивидуальные занятия, цель которых- выявить вокальные данные детей, помочь детям «вписаться» в коллектив ансамбля, осознать свои возможности и войти в концертную группу. Участники ансамбля «Веснушки» осваивают трехлетнюю программу вокального объединения и переходят в старшую - «Конфетти». Помимо развития вокальных данных, дети учатся работать с микрофоном, учатся ориентироваться в сценическом пространстве, двигаться в соответствии с содержанием и характером музыки, и, конечно же, через работу над песней учатся управлять своими эмоциями.
Ансамбль «Веснушки» и «Конфетти» ведут активную концертную деятельность, участвуют в районных мероприятиях. Дети выступают в категории «эстрадное пение», используя в качестве аккомпанимента - фонограмму минус. 80% бывших участников вокального объединения успешно обучаются в ДШИ, 90% - отличники и хорошисты в общеобразовательных школах, активно участвуют в общественной жизни.