Микрюкова Юлия
Патриотическое воспитание в работе учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ
«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
В наши дни, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества, государства и преемственности поколений.
Публикация «Патриотическое воспитание в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования первых чувств патриотизма, именно в этом возрасте происходит основное становление личности ребенка, складывается духовная и нравственная основа, процесс осознания окружающего мира и себя в нем. Патриотическое воспитание требует комплексного подхода, вовлечения всех педагогов, работающих с ребёнком и, конечно, активное участие его близких людей.
В работе учителя-логопеда задачи патриотического воспитания дошкольников занимают одно из важных мест. Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Одна из моих задач - как можно раньше пробудить в ребёнке, столкнувшемся с проблемами речевого характера, любовь к родной земле, формировать у него черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Работа, по воспитанию чувства патриотизма, начинается с составления тематического плана. В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включаю ряд социокультурных категорий, представлений о малой родине и Отечестве. Например, в феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новой лексикой, обозначающей название военной техники, военных профессий; словами-синонимами – Отечество – Отчизна - Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов - защитников различных военных профессий – море - моряк, космос – космонавт, граница - пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях мы с детьми заучиваем стихи о защитниках Отечества, воспитатели читают рассказы и баллады о солдатах войны. Дети рассказывают об их родных и близких людях, защищающих нашу Родину.
Считаю, что в ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы, и тогда у ребёнка проявиться чувства сопричастность и уважение к своей родине, поэтому в мае обязательно включаю в тематический план тему «День победы». Дети приносят фотографии близких людей, с опорой на них, составляют рассказы, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Педагоги группы знакомят воспитанников с прозой и стихами, видео – презентациями, мультфильмами, посвящёнными этой трогательной теме. После чего, обязательно, проводим тематические беседы, что является неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми с ТНР.
Первая неделя весны всегда посвящена теме «Женский день». На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери прилагательное» : мама – какая? И др. ; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др. ; «Кому, что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т. д. Ведё тся активная подготовка к празднику: заучиваются стихи и тексты песен, танцы и игры. Это тоже является важной составляющей при работе с детьми- логопатами.
Основной лексической темой является «Мое Отечество – Россия». В процессе изучения которой, определяется сформированность представлений у дошкольников о стране, в которой он живёт, её столице, истории, достопримечательностях и известных людях.
Любить Родину - значит знать ее, и прежде всего, это касается малой Родины. Необходимо показать ребенку, как прекрасен город, в котором он живёт, что он славен своей историей, традициями. Познакомить с достопримечательностями и памятниками родного города, его выдающимися жителями. Поэтому одной из важных тем, в процессе патриотического воспитания, является тема «Воткинск – наш родной город». Формируем у детей знания о городе, в котором они живут, о городских объектах и достопримечательностях, о профессиях горожан, известных деятелях, живших в нашем городе. Использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Для этого необходимо знакомить детей с народными промыслами края, народными умельцами, живущими на территории не только нашего города, но и в разных уголках Удмуртии. Поэтому обязательно включаю в тематический план тему «Удмуртия - наш край родной». Ежегодно в нашем образовательном учреждении проводится праздник посвященный дню государственности Удмуртской республики, к которому дети заучивают стихи, песни, игры с элементами удмуртской культуры. С тематикой родного края тесно переплетены такие темы, как «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. На занятиях решаю следующие задачи: воспитание любви и гордости к родному краю, бережного отношения к нему, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). Опираясь на лексический материал недели, подбираю дидактические игры, лексико-граматические упражнения, чистоговорки. А вовлечение ребят в продуктивную деятельность по определенной теме (лепка, рисование, ручной труд и др.) позволяет закрепить лексический материал по теме недели. Тематическое планирование позволяет не только воспитывать чувство патриотизма у дошкольников с нарушением речи, но и решать коррекционно-образовательные задачи: развивает связную речь, формирует лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивает и совершенствует психологическую базу речи.
Воспитывая у детей любовь к своему городу и родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их малая родина — это частица большой Родины, их страны - России.