Корчагина Анастасия Алексеевна
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается эффективность одного из методов развития мелкой моторики - пальчиковый театр. Доказывается, что интеграция детской игры и театрального искусства направлена на развитие координации движений мелкой моторики рук, пространственное мышление, речь.
Публикация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: пальчиковый театр; развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста; развитие речи детей.
В настоящее время дошкольное образование, как и многие другие отрасли, интенсивно развивается в различных направлениях, повышается интерес к развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника. Психологами и физиологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики кисти рук.
К одному из эффективных способов развития мелкой моторики рук детей относится пальчиковый театр. Несмотря на то, что многие исследователи отмечают его важную роль, в практике дошкольных учреждений он используется недостаточно.
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.
Мы изготовили пальчиковый театр из набора фигурок различных персонажей, надевающихся на пальчики. Наборы фигурок объединяют персонажей из разных произведений детской художественной литературы, также в пальчиковый театр включены различные декорации: деревья, домики, репка и другие.
Отличаются разнообразием и материалы, из которых создан пальчиковый театр : дерево, вязаные из ниток фигурки, из бумаги, картона, из фетра, из мячиков для настольного тенниса, на которых нарисованы лица персонажей, из спичечных коробков, из соленого теста.
При помощи фигурок пальчикового театра открывается удивительный мир, который мы с детьми создаем вместе.
Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
Первый этап. Знакомство детей с художественным произведением - сказкой, прибауткой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Например, «Козлятки и волк», «Репка», «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», А. Барто «Кто как кричит», и другие. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. При отборе произведений для драматизации придерживаемся следующих правил: выбираем произведения с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения малых жанров русского фольклора (песенки, пестушки, потешки, например, «Пошел котик на торжок», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик». Читаем произведения обязательно четко, неспешно, выразительно, что доставляет детям удовольствие от восприятия, а так же формирует у них механизмы внутренней речи.
Второй этап. Рассматривание книжек-малышек разного формата «Кто ушел? Кто пришел?», «Три медведя», книжек-самоделок «Кто сказал «мяу»?», «Чья мама? Чей малыш?», ярких иллюстраций с эпизодами произведений, картинок, игрушек по данному произведению, манипулируем с предметами, беседуем о героях, особенностях их внешнего вида. На данном этапе не только словарь ребят обогащается, но и мелкая моторика развивается, так как многообразны тактильные ощущения.
Третий этап. Подбор совместно с детьми персонажей и декораций к произведению, которое будем разыгрывать с помощью пальчикового театра.
Четвертый этап. Показ способов управления персонажами, разыгрывание эпизодов. Детям важно показать простейшие упражнения: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д. Стараемся, чтобы все действия сопровождались речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей подбираем игры на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, дед вытянул репку и удивился: «О-о-о», девочка плачет «А-а-а», медведь рычит «Ы-ы-ы» и т. д. Ребенку предоставляется свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, автором сценария постановки. Для своих представлений дети с удовольствием используют пальчиковый театр. В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки или песенки, стихотворения или потешки.
Игры с пальчиковым театром помогают малышу лучше управлять движениям собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с персонажами, которые ведут себя как люди, развивает воображение. Постепенно, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре, используя, пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление.
Таким образом, пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, так как направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук, смену движений, которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним). Надеемся, что опыт нашей работы будет полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр : идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/ Д: Феникс, 2012.-220 с.
2. Лыкова И. А. Театр на пальчиках. - Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с. 5. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб. :, 2013. – 144 с
3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во: Эксмо/Т. А. Ткаченко. - 2014.- 80 с.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е. А. Янушко. – М. : Мозаика - Синтез, 2011. – 56 с.