Елена Михалкина
Статья «Оздоровительный эффект музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительный эффект музыки
Сегодня очень актуально приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, к духовному и физическому совершенствованию. Работа по оздоровлению детей, привлечение дошкольника к регулярным занятиям физической культурой – это целенаправленная, систематически спланированная работа всего нашего коллектива. Большую работу по пропаганде здорового образа жизни проводят не только инструктор по физической культуре и воспитатель, но и музыкальный руководитель, который вносит свой вклад в духовное и физическое совершенствование воспитанников через использование музыкального сопровождения во время музыкально – ритмических упражнений, динамических паузах.
Публикация «Статья „Оздоровительный эффект музыки“» размещена в разделах
Использование музыки в режимных моментах способствует не только развитию музыкальности, но и укрепляет детский организм и активизирует детей; движения ребёнка становятся, как показывает практика, выразительными, чёткими, ритмичными и плавными.
Используя в своей работе разнообразное и качественное музыкальное сопровождение в режимных моментах, стараюсь повышать работоспособность сердечно- сосудистой, мышечной и дыхательной систем детского организма. Также хорошая музыка улучшает эмоциональное состояние психики. Всё это содействует общему оздоровлению организма.
Музыка на музыкальных занятиях звучит при выполнении детьми основных движений (ходьба, бег, прыжки, поскоки, а так же общеразвивающих и гимнастических упражнений. Музыка увлекает детей, развивает координацию и пластичность. При ходьбе под музыку марша у ребёнка возникает эмоциональный подъём, он выпрямляет спину, его тело принимает наиболее правильное положение, содействуя выработке правильной осанки.
Перед выполнением движений с музыкальным сопровождением, мы с детьми прослушиваем музыкальное произведение в целом, чтобы понять его содержание и форму. Обязательно обращаю внимание детей на средства музыкальной выразительности, что находит своё отражение в форме и динамике движений. Важно показать и разъяснить детям, что и как они должны делать и научить их самостоятельно двигаться в пространстве, а главная подсказка, для дошкольника, будет в ритмичном или плавном звучании музыкального произведения. В сопровождении музыки все разученные физические упражнения, как показывает диагностика и мониторинговые исследования, приобретают большую чёткость, точность, плавность.
Я в своей работе обращаю внимание на согласованность движений с настроением и характером музыки, её началом и окончанием. Музыкально-ритмические навыки, которые формируются в процессе музыкального воспитания, совершенствуются и на физкультурных занятиях.
Практика показывает, что использование музыки в режимных моментах жизни детей поднимает их жизненный тонус, эмоционально окрашивает разнообразную деятельность. Динамические паузы, в которых используются пальчиковые, логоритмические игры, психогимнастика, игровой массаж, дыхательная гимнастика и релаксация, воспитывает духовно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль и творческую инициативу, оздоравливает организм ребёнка
Подбирая музыку для музыкально - ритмических упражнений, я учитываю физиологическую нагрузку, возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний звучат яркие, выразительные в умеренном темпе, с четкой фразировкой и контрастного характера.
Музыка при выполнении музыкально – ритмических движений создает бодрое настроение, эмоциональный комфорт, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В процессе музыкально-подвижных игр, упражнений, импровизированных танцев, развивает музыкальность в целом, но и создаёт бодрый, радостный тонус ребёнка, улучшается координация, внимание, одновременно снимается стресс и усталость.
В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений я использую народную, классическую, современную качественную музыку, сочинения советских, русских и зарубежных авторов и исполнителей.
Одна из особенностей музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Результатами музыкально-оздоровительной работы являются : повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка, повышение уровня речевого развития, снижение уровня заболеваемости, стабильность физической и умственной работоспособности. Поэтому музыка для меня стала активным помощником воспитания, оздоровления и формирования у детей духовного и физического здоровья.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение. – 1983.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной. – М. : Просвещение. – 1982.
3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. : Просвещение. – 1986.
4. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б. А. – М. : Просвещение. – 1990.