Екатерина Архипова
Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования новой социальной ситуации развития. Ребенок расширяет свое общение за пределами своей семьи, перенося усвоенные способы взаимодействия на контакты с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Взрослые являются значимыми в этот период, но ребенок еще не способен полноценно участвовать в их жизни. Это противоречие находит свое разрешение в игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте и позволяет моделировать жизнь взрослых, проигрывать различные ситуации [40].
Публикация «Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
По мнению Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы, развитие психических функций в старшем дошкольном возрасте характеризуется следующими особенностями [4].
1) Восприятие более совершенное, осмысленное, целенаправленное, анализирующее. Происходит формирование произвольных действий – наблюдения, рассматривания, поиска. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может описать предмет с точки зрения его формы и величины.
2) В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется произвольная память.
3) Мышление и восприятие тесно связаны; для старшего дошкольного возраста характерно появление словесно-логического мышления. Несмотря на то, что детская логика своеобразна, дети способны правильно рассуждать и решать некоторые задачи.
4) В речевом развитии у одних дошкольников наблюдается большой словарный запас, у других – он в меньшей степени сформирован, что обусловлено особенностями взаимодействия со значимыми взрослыми.
5) В эмоциональной сфере личности для старшего дошкольного возраста характерно изменение структуры самих эмоциональных процессов. В старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним возрастом, внешнее выражение эмоций в норме становится более сдержанным [17].
6) В мотивационной сфере личности самым важным механизмом, который начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Мотивы ребенка приобретают различную силу и значимость. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен подавлять свои непосредственные побуждения в угоду необходимости выполнения какого-либо задания. Это становится возможным, благодаря появлению более сильных мотивов, выполняющих роль «ограничителей» [25].
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает усваивает традиционные для общества этические нормы и правила; учится оценивать поступки с моральной точки зрения, у него начинают появляться этические переживания.
Сначала ребенок может оценить только чужие поступки (поведение другого ребенка или литературного героя, но в старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает [26].
В старшем дошкольном возрасте формируется самосознание, считающееся центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка ребенка развивается на основе зарождающейся эмоциональной оценки себя («я хороший») и оценки поведения других людей. В старшем дошкольном возрасте самооценка становится более адекватной.
В данный период происходит половая идентификация, когда ребенок осознает себя в соответствии со своим полом, приобретая представления о соответствующем стиле поведения. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен осознавать свою половую принадлежность, обладая основными ролевыми моделями мужского и женского поведения.
Еще одна линия развития самосознания в старшем дошкольном возрасте – осознание ребенком своих эмоциональных переживаний; ребенок начинает понимать свои эмоциональные состояния и способен обозначать свои состояния, отмечая, что он рад, огорчился или рассердился [5].
Одной из характеристик дошкольного детства являются эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка. Под эмоциями понимается переживание человеком собственного состояния. Эмоции играют значительную роль в жизни ребенка, они помогают ему чувствовать мир, приспосабливаться к той или иной ситуации. Кроме того, детские эмоции являются определенным «посланием» окружающим взрослым, сигналом о психологическом состоянии ребенка [13].
Старшие дошкольники уже вполне способны обнаруживать как свой внутренний эмоциональный настрой, так и состояние сверстников, а также выражать его. Таким образом, эмоции участвуют в развитии социального взаимодействия, значимых отношений.
Эмоции оказывают влияние и на будущее поведение ребенка, формируя социальную и нравственную основу, которая начинается с вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» [13].
Способность чувствовать возникает у ребенка раньше, по сравнению со способностью мыслить. Ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях, а ограничения в этой сфере приводят к обеднению его жизни, искажению его характера. С другой стороны, длительные сильные переживания могут истощать, невротизировать ребенка.
Преобладающие эмоции ребенка показывают, насколько благополучно или неблагополучно он чувствует себя в социальной ситуации, принимая определенную социальную роль. Р. В. Овчарова выделяет социальные условия развития эмоций детей в качестве важнейшего фактора, влияющего на содержание и способы выражения эмоциональных состояний ребенка [29].
Одной из ведущих социальных потребностей старших дошкольников является потребность в признании и принятии окружающими, особенно значимыми для ребенка людьми. Степень удовлетворения этой потребности оказывает влияние на характер отношений ребенка с окружающими, а также определяет его жизненную позицию в дальнейшем.
Отрицательные социальные эмоции, испытываемые ребенком в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены тем, что ближайшее окружение его не принимает.
Особенности психоэмоционального развития в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что ребенок начинает осваивать социальную форму выражения чувств; меняется роль эмоций в деятельности ребенка, они становятся более осознанными, приобретают произвольный характер. В это период происходит формирование высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических [13].
На протяжении старшего дошкольного возраста эмоциональная лабильность постепенно переходит в пластичность эмоций, что характеризуется появлением гибкости в смене переживаний. Ребенок постепенно овладевает эмоциональной устойчивостью по мере того, как формируются сложные эмоции и образуются такие функции, как эмоциональное отражение, осмысление и управление деятельностью.
Наиболее сильным и важным источником переживаний ребенка являются его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста способствует гармоничному развитию его личности, формированию положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [18].
Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает произвольность психических процессов, система соподчиненных мотивов, нравственные качества, в совокупности создающие единство личности. В деятельности ребенка формируются специфические человеческие мотивы, опосредованные, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их межличностными отношениями и социальными нормами.
В старшем дошкольном периоде взаимодействие ребенка с другими детьми, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада) приводит к постепенному развитию у ребенка симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми. Поэтому, если на ранних этапах своего развития ребенок чувствовал доброжелательность, внимание, заботу, любовь, у него есть возможность для формирования фундамента эмоциональной включенности в мир, становления нравственных чувств, эмпатии по отношению к другим людям [27].
В старшем дошкольном возрасте у детей происходят значительные изменения в отношениях с другими детьми. Кроме потребности в совместной игре, у ребенка зарождается потребность в признании и уважении со стороны других детей, что нередко становится причиной детских конфликтов. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте в детском взаимодействии появляется конкурентное начало, соревновательность; другие дети воспринимаются ребенком в постоянном сравнении с самим собой. Данное сравнение направлено не столько на обнаружение сходства, сколько на противопоставление себя и другого.
Д. В. Еремеева, Т. П. Хризман отмечают следующие особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [14] :
– мальчики дошкольного возраста, по сравнению с девочками, характеризуются частотой и интенсивностью отрицательных эмоциональных реакций (злость, агрессия, мстительность, они чаще, чем девочки, сдерживают проявления эмоций, особенно эмоции страха и обиды, но при этом в большей степени нуждаются в эмоциональном участии и поддержке. Мальчики больше внимания уделяют деловому партнерству и взаимодействию, чем девочки;
– девочки дошкольного возраста, по сравнению с мальчиками, характеризуются чаще проявляемой неустойчивостью настроения, капризностью, повышенной обидчивостью, тревожностью; они в большей мере подвержены страхам. Девочки в большей степени уделяют внимание эмоциональному аспекту межличностных отношений и своим чувствам; они более склонны демонстрировать свои эмоции перед окружающими. Среди девочек-подруг отношения более доверительные, чем среди мальчиков [14].
А. Г. Рузская и Н. И. Ганощенко выявили следующие особенности общения дошкольников с другими детьми: в старшем дошкольном возрасте повышается количество контактов дошкольников, связанных с их желанием разделить с другими детьми переживания. Важной также становится возможность вместе «творить». В дальнейшем потребность во взаимопонимании и сопереживании увеличивается (имеется в виду схожее отношение, оценка ситуации, созвучие в эмоциональных переживаниях, размышлениях). Исследования А. Г. Рузской и Н. И. Ганощенко выявили также, что обращение детей друг к другу становится эмоциональнее, чем в общении со взрослыми; дети активно обращаются друг к другу по самым разным причинам [7].
Дети неизбежно сравнивают, оценивают друг друга во взаимодействии. При этом, чтобы сформировать оценку другого, ребенку необходимо настроиться на сверстника, воспринять его особенности, сравнить со своими представлениями, ценностями группы. Информация о том, насколько тот или иной ребенок является авторитетом для других детей в группе, дает представление о качестве межличностных отношений в детском коллективе. Среди детей могут быть те, кто считает необходимым защищать более слабых, восстанавливать справедливость, помогать друг другу. И могут быть дети, считающие правильным подчинять себе других, командовать, конфликтовать, отстаивать, прежде всего, свои интересы [7].
С точки зрения Е. Смирновой, В. Холмогоровой, воспитание основ коммуникативных и организаторских умений детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется, если учитываются следующие условия [37] :
– ориентация процесса воспитания на характеристики субкультуры детства;
– использование развивающих и игровых методов (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др., которые активизируют коммуникации между детьми и взрослыми, между детьми-сверстниками;
– учет принципа согласованности работы педагогов в дошкольном учреждении и родителей – эти две линии должны дополнять друг друга.
Изучая педагогические условия развития коммуникативных и организаторских способностей детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения, кандидат педагогических наук Н. Н. Абашина отмечает, что понятие «коммуникативная культура детей старшего дошкольного возраста» как личностное качество включает в себя следующие аспекты [1] :
– потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов;
– самостоятельность в выборе партнера по общению, ориентация на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение;
– представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели;
– эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру;
– способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации [1].
Значение взаимоотношений ребенка с окружающими огромно, и их нарушение является одним из показателей отклонения в его развитии (ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости, тревожности) [12].
По данным исследований Л. Дубиной, определенная часть детей старшего дошкольного возраста в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые, а также дети, имеющие речевые нарушения [11].
Таким образом, в процессе формирования коммуникативных и организаторских способностей ребенка, безусловно, необходима помощь взрослых – родителей, воспитателя, которые будут поддерживать ребенка в нравственном, социальном, интеллектуальном, коммуникативном развитии. Ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, способен достигать целей, удовлетворять свои потребности, интересы, осознавать свое место в мире и строить систему эффективных коммуникаций в нем. При этом, поддержка взрослых предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является сам взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают партнерами в общении и деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абашина H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Р-н-Дону: ЮФУ, 2009. №10. С. 7-10.
2. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2011. 384 с.
3. Варга А. Я. Дела семейные / пер. с венгер. Воронкиной. М. : Педагогика, 2008. 158 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №1. С. 7-10.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. СПб. : Питер, 2008. 141 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2008. 508 с.
7. Ганощенко Н. И., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Рузская А. Г., Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с.