МААМ-картинки

Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в

Екатерина Архипова
Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования новой социальной ситуации развития. Ребенок расширяет свое общение за пределами своей семьи, перенося усвоенные способы взаимодействия на контакты с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Взрослые являются значимыми в этот период, но ребенок еще не способен полноценно участвовать в их жизни. Это противоречие находит свое разрешение в игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте и позволяет моделировать жизнь взрослых, проигрывать различные ситуации [40].

Публикация «Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в» размещена в разделах

По мнению Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы, развитие психических функций в старшем дошкольном возрасте характеризуется следующими особенностями [4].

1) Восприятие более совершенное, осмысленное, целенаправленное, анализирующее. Происходит формирование произвольных действий – наблюдения, рассматривания, поиска. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может описать предмет с точки зрения его формы и величины.

2) В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется произвольная память.

3) Мышление и восприятие тесно связаны; для старшего дошкольного возраста характерно появление словесно-логического мышления. Несмотря на то, что детская логика своеобразна, дети способны правильно рассуждать и решать некоторые задачи.

4) В речевом развитии у одних дошкольников наблюдается большой словарный запас, у других – он в меньшей степени сформирован, что обусловлено особенностями взаимодействия со значимыми взрослыми.

5) В эмоциональной сфере личности для старшего дошкольного возраста характерно изменение структуры самих эмоциональных процессов. В старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним возрастом, внешнее выражение эмоций в норме становится более сдержанным [17].

6) В мотивационной сфере личности самым важным механизмом, который начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Мотивы ребенка приобретают различную силу и значимость. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен подавлять свои непосредственные побуждения в угоду необходимости выполнения какого-либо задания. Это становится возможным, благодаря появлению более сильных мотивов, выполняющих роль «ограничителей» [25].

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает усваивает традиционные для общества этические нормы и правила; учится оценивать поступки с моральной точки зрения, у него начинают появляться этические переживания.

Сначала ребенок может оценить только чужие поступки (поведение другого ребенка или литературного героя, но в старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает [26].

В старшем дошкольном возрасте формируется самосознание, считающееся центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка ребенка развивается на основе зарождающейся эмоциональной оценки себя («я хороший») и оценки поведения других людей. В старшем дошкольном возрасте самооценка становится более адекватной.

В данный период происходит половая идентификация, когда ребенок осознает себя в соответствии со своим полом, приобретая представления о соответствующем стиле поведения. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен осознавать свою половую принадлежность, обладая основными ролевыми моделями мужского и женского поведения.

Еще одна линия развития самосознания в старшем дошкольном возрасте – осознание ребенком своих эмоциональных переживаний; ребенок начинает понимать свои эмоциональные состояния и способен обозначать свои состояния, отмечая, что он рад, огорчился или рассердился [5].

Одной из характеристик дошкольного детства являются эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка. Под эмоциями понимается переживание человеком собственного состояния. Эмоции играют значительную роль в жизни ребенка, они помогают ему чувствовать мир, приспосабливаться к той или иной ситуации. Кроме того, детские эмоции являются определенным «посланием» окружающим взрослым, сигналом о психологическом состоянии ребенка [13].

Старшие дошкольники уже вполне способны обнаруживать как свой внутренний эмоциональный настрой, так и состояние сверстников, а также выражать его. Таким образом, эмоции участвуют в развитии социального взаимодействия, значимых отношений.

Эмоции оказывают влияние и на будущее поведение ребенка, формируя социальную и нравственную основу, которая начинается с вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» [13].

Способность чувствовать возникает у ребенка раньше, по сравнению со способностью мыслить. Ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях, а ограничения в этой сфере приводят к обеднению его жизни, искажению его характера. С другой стороны, длительные сильные переживания могут истощать, невротизировать ребенка.

Преобладающие эмоции ребенка показывают, насколько благополучно или неблагополучно он чувствует себя в социальной ситуации, принимая определенную социальную роль. Р. В. Овчарова выделяет социальные условия развития эмоций детей в качестве важнейшего фактора, влияющего на содержание и способы выражения эмоциональных состояний ребенка [29].

Одной из ведущих социальных потребностей старших дошкольников является потребность в признании и принятии окружающими, особенно значимыми для ребенка людьми. Степень удовлетворения этой потребности оказывает влияние на характер отношений ребенка с окружающими, а также определяет его жизненную позицию в дальнейшем.

Отрицательные социальные эмоции, испытываемые ребенком в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены тем, что ближайшее окружение его не принимает.

Особенности психоэмоционального развития в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что ребенок начинает осваивать социальную форму выражения чувств; меняется роль эмоций в деятельности ребенка, они становятся более осознанными, приобретают произвольный характер. В это период происходит формирование высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических [13].

На протяжении старшего дошкольного возраста эмоциональная лабильность постепенно переходит в пластичность эмоций, что характеризуется появлением гибкости в смене переживаний. Ребенок постепенно овладевает эмоциональной устойчивостью по мере того, как формируются сложные эмоции и образуются такие функции, как эмоциональное отражение, осмысление и управление деятельностью.

Наиболее сильным и важным источником переживаний ребенка являются его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста способствует гармоничному развитию его личности, формированию положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [18].

Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает произвольность психических процессов, система соподчиненных мотивов, нравственные качества, в совокупности создающие единство личности. В деятельности ребенка формируются специфические человеческие мотивы, опосредованные, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их межличностными отношениями и социальными нормами.

В старшем дошкольном периоде взаимодействие ребенка с другими детьми, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада) приводит к постепенному развитию у ребенка симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми. Поэтому, если на ранних этапах своего развития ребенок чувствовал доброжелательность, внимание, заботу, любовь, у него есть возможность для формирования фундамента эмоциональной включенности в мир, становления нравственных чувств, эмпатии по отношению к другим людям [27].

В старшем дошкольном возрасте у детей происходят значительные изменения в отношениях с другими детьми. Кроме потребности в совместной игре, у ребенка зарождается потребность в признании и уважении со стороны других детей, что нередко становится причиной детских конфликтов. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте в детском взаимодействии появляется конкурентное начало, соревновательность; другие дети воспринимаются ребенком в постоянном сравнении с самим собой. Данное сравнение направлено не столько на обнаружение сходства, сколько на противопоставление себя и другого.

Д. В. Еремеева, Т. П. Хризман отмечают следующие особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [14] :

– мальчики дошкольного возраста, по сравнению с девочками, характеризуются частотой и интенсивностью отрицательных эмоциональных реакций (злость, агрессия, мстительность, они чаще, чем девочки, сдерживают проявления эмоций, особенно эмоции страха и обиды, но при этом в большей степени нуждаются в эмоциональном участии и поддержке. Мальчики больше внимания уделяют деловому партнерству и взаимодействию, чем девочки;

– девочки дошкольного возраста, по сравнению с мальчиками, характеризуются чаще проявляемой неустойчивостью настроения, капризностью, повышенной обидчивостью, тревожностью; они в большей мере подвержены страхам. Девочки в большей степени уделяют внимание эмоциональному аспекту межличностных отношений и своим чувствам; они более склонны демонстрировать свои эмоции перед окружающими. Среди девочек-подруг отношения более доверительные, чем среди мальчиков [14].

А. Г. Рузская и Н. И. Ганощенко выявили следующие особенности общения дошкольников с другими детьми: в старшем дошкольном возрасте повышается количество контактов дошкольников, связанных с их желанием разделить с другими детьми переживания. Важной также становится возможность вместе «творить». В дальнейшем потребность во взаимопонимании и сопереживании увеличивается (имеется в виду схожее отношение, оценка ситуации, созвучие в эмоциональных переживаниях, размышлениях). Исследования А. Г. Рузской и Н. И. Ганощенко выявили также, что обращение детей друг к другу становится эмоциональнее, чем в общении со взрослыми; дети активно обращаются друг к другу по самым разным причинам [7].

Дети неизбежно сравнивают, оценивают друг друга во взаимодействии. При этом, чтобы сформировать оценку другого, ребенку необходимо настроиться на сверстника, воспринять его особенности, сравнить со своими представлениями, ценностями группы. Информация о том, насколько тот или иной ребенок является авторитетом для других детей в группе, дает представление о качестве межличностных отношений в детском коллективе. Среди детей могут быть те, кто считает необходимым защищать более слабых, восстанавливать справедливость, помогать друг другу. И могут быть дети, считающие правильным подчинять себе других, командовать, конфликтовать, отстаивать, прежде всего, свои интересы [7].

С точки зрения Е. Смирновой, В. Холмогоровой, воспитание основ коммуникативных и организаторских умений детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется, если учитываются следующие условия [37] :

– ориентация процесса воспитания на характеристики субкультуры детства;

– использование развивающих и игровых методов (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др., которые активизируют коммуникации между детьми и взрослыми, между детьми-сверстниками;

– учет принципа согласованности работы педагогов в дошкольном учреждении и родителей – эти две линии должны дополнять друг друга.

Изучая педагогические условия развития коммуникативных и организаторских способностей детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения, кандидат педагогических наук Н. Н. Абашина отмечает, что понятие «коммуникативная культура детей старшего дошкольного возраста» как личностное качество включает в себя следующие аспекты [1] :

– потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов;

– самостоятельность в выборе партнера по общению, ориентация на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение;

– представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели;

– эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру;

способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации [1].

Значение взаимоотношений ребенка с окружающими огромно, и их нарушение является одним из показателей отклонения в его развитии (ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости, тревожности) [12].

По данным исследований Л. Дубиной, определенная часть детей старшего дошкольного возраста в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые, а также дети, имеющие речевые нарушения [11].

Таким образом, в процессе формирования коммуникативных и организаторских способностей ребенка, безусловно, необходима помощь взрослых – родителей, воспитателя, которые будут поддерживать ребенка в нравственном, социальном, интеллектуальном, коммуникативном развитии. Ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, способен достигать целей, удовлетворять свои потребности, интересы, осознавать свое место в мире и строить систему эффективных коммуникаций в нем. При этом, поддержка взрослых предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является сам взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают партнерами в общении и деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашина H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Р-н-Дону: ЮФУ, 2009. №10. С. 7-10.

2. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2011. 384 с.

3. Варга А. Я. Дела семейные / пер. с венгер. Воронкиной. М. : Педагогика, 2008. 158 с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №1. С. 7-10.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. СПб. : Питер, 2008. 141 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2008. 508 с.

7. Ганощенко Н. И., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Рузская А. Г., Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с.

Публикации по теме:

Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей Игры детей с песком начинаются с самого раннего возраста и позволяют им реализовать разнообразные потребности, в том числе в творческом.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ Хороводная игра «Ау!» Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении. Ход игры. Ребенок стоит в.

Игры-упражнения для развития коммуникативных способностей детей 3–4 лет «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 5–6 лет Автор статьи: Елтышева Ю. С. Название статьи: Особенностей проявления страхов и тревожности у детей 5-6 лет дошкольного возраста. Настоящее.

Педагогический проект «Развитие коммуникативных способностей детей 4–5 лет» Педагогический проект «Развитие коммуникативных способностей детей 4 – 5 лет» Выполнила: Майорова Ирина Новомировна Воспитатель МБДОУ.

Проект «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Создание условий для проявления ребенком индивидуальных способностей во время музыкально-ритмических занятий Под способностями к музыкально-ритмическим движениям понимается следующий комплекс свойств личности: - способность эмоционально откликаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 18:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД