Яна Гурова
Создание условий для проявления ребенком индивидуальных способностей во время музыкально-ритмических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Под способностями к музыкально-ритмическим движениям понимается следующий комплекс свойств личности:
- способность эмоционально откликаться на музыку;
- способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;
- способность к верной координации движений под музыку;
- способность творческого самовыражения в движениях под музыку.
Перечислим основные средства обучения и воспитания этих способностей:
Публикация «Создание условий для проявления ребенком индивидуальных способностей во время музыкально-ритмических занятий» размещена в разделах
- комплексное и системное использование методов музыкально-ритмического воспитания детей;
- различные формы работы с детьми;
- правильный подбор музыкального репертуара;
- создание непринуждённой обстановки на занятии;
- индивидуальный подход в обучении детей;
- организация предметно-развивающей среды;
- взаимодействие с педагогами;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- ведущим условием развития у дошкольников музыкально-ритмических способностей является заинтересованное и осознанное отношение детей к овладению музыкально-ритмическими навыками.
Остановимся подробно на правильно подобранных методах работы с детьми.
1. Наглядно-слуховой метод используется при ознакомлении детей с музыкальным произведением (дать ребенку самому воспринять музыку).
2. Наглядно-зрительный или двигательный метод подразумевает показ движений.
3. Словесный метод очень важен, потому что без чёткого объяснения нельзя добиться положительного результата.
4. Практический метод предполагает многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения при последовательном разучивании материала.
5. Импровизационный метод развивает творческие способности каждого ребенка, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе. Широко используется при выполнении образных движений, этюдов, игр.
6. Метод наглядного моделирования предполагает использование на занятиях наглядно-дидактических пособий, схем-карточек, например, с рисунками движений. Использование данного метода помогает детям понять рисунок танца, запомнить последовательность движений, способствует развитию танцевального творчества.
Что касается форм работы с детьми, то одной из интересных и эффективных форм является проведение праздников и развлечений. На них дети испытывают радость собственного творчества, самовыражения, исполняя перед зрителем танцевальные композиции, выученные на занятиях.
От правильного подбора музыкального репертуара во многом зависит формирование у детей музыкальных способностей и тех умений и навыков, которые дают возможность эмоционально воспринимать музыку и свободно двигаться под неё. Поэтому репертуар необходимо подбирать так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывая вкус ребенка.
Для успешного проявления воспитанниками своих способностей необходимо создавать непринуждённую обстановку на занятии, обеспечивать психологический комфорт, чтобы у ребенка не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение, ожидая после этого осуждения со стороны педагога и сверстников. Активизирует деятельность детей и способствует преодолению барьера стеснения и неловкости совместный танец с педагогом. У заинтересованного педагога образовательная деятельность проходит в доброжелательной обстановке, проявляется искренний интерес к успехам воспитанников, а также осторожность и мягкость в исправлении ошибок. Каждый ребёнок – это личность и вся работа с ним должна строиться с учётом его индивидуальности. Планируя занятия, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его интересы, возможности, сильные и слабые стороны.
Таким образом, наличие вышеперечисленных условий является залогом проявления ребенком своих индивидуальных способностей и, соответственно, успешной работы педагога, нацеленной на достижение ожидаемых результатов в музыкально-ритмическом развитии детей.