Юлия Елтышева
Особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: Елтышева Ю. С.
Название статьи: Особенностей проявления страхов и тревожности у детей 5-6 лет дошкольного возраста.
Настоящее исследование проводилось на базе ГКУСО УР «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» где были обследованы дети дошкольного возраста 5-6 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в период с марта-апрель 2018 года. Исследованием были охвачены 11 детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Публикация «Особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
Цель: провести эмпирическое исследование особенностей проявления страхов и тревожности у 11 детей 5-6 лет дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования психики ребенка: происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей.
В настоящее время количество семей социального риска увеличивается с каждым годом. Дети в таких семьях постоянно находятся в стрессовые ситуации и испытывают страхи и тревожность. Это сильно отражается на психике ребенка, которая отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Вследствие того, что увеличиваются семьи социального риска, то детей с повышенной тревожностью и страхами становится с каждым годом все больше и больше.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации еще в большей степени подвержены эмоционально-психологическому напряжению. Они хотят получить любовь близких, но не могут. Вследствие этого страхи и тревожность выступают на первый план в их психологическом развитии.
Тревожность и страхи поддаются коррекции. Если своевременно выявить наличие повышенной тревожности и страхов у детей и составить психокоррекционную программу по снижению уровня тревожности и преодолению страхов, то можно решить многие психологические проблемы детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые могут проявиться позднее. Это и обуславливает актуальность исследования проблемы тревожности и страхов как следствия переживания стрессовых ситуаций у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для изучения особенностей проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации были использованы следующие методики:
1) Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное». М. 3. Друкаревич.
2) Проективный тест «Сказка». Л. Дюсс.
Результаты исследования детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по методике «Несуществующее животное»
№ Имя Качественный анализ рисунка.
1 Алёна Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Множественные линии свидетельствуют о тревожности ребенка. У девочки заниженная самооценка (рисунок смещен вниз). У обследуемой есть страхи, она замкнута, не желает вступать в контакт с окружающими (на рисунке нет ушей). У нее есть потребность в защите, но при этом пытается защищаться сама (шипы и иглы на рисунке, место обитания животного лес, то есть труднодостижимое). Она хочет гулять и общаться (животное гуляет и у него много друзей).
2 Кира Множественные и штриховые линии говорят о тревожности ребенка. У девочки заниженная самооценка, она не уверена в себе (рисунок смещен вниз). На рисунке у животного закрашены глаза, оно с длинными ресницами, это свидетельствует о наличии страхов у ребенка и демонстративной манере поведения, что говорит о значимости мнения окружающих. Обследуемая может проявлять агрессивность и демонстративность (фигура животного с заостренными углами, на теле присутствует узор). Она хочет гулять и жить в семье (животное гуляет и живет в доме с мамой, папой, Кирой, феей Анастасией, братом).
3 Настя Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о тревожности ребенка. У девочки заниженная самооценка (рисунок смещен вниз). У обследуемой есть страхи, она замкнута, не желает вступать
№ Имя Качественный анализ рисунка.
3 Настя в контакт с окружающими (на рисунке нет ушей, глаза закрашены). Насте присуще такие черты личности, как скрытность и замкнутость (кругообразная фигура). Узор на шкуре (сердце) и место обитания (в воде на острове) может свидетельствовать о демонстративности поведения. Хочет кататься на велосипеде, играть, кувыркаться, общаться с друзьями и больше ничего не делать (животное гуляет и у него много друзей).
4 Соня Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о тревожности ребенка. Уменьшенный размер рисунка говорит о низкой самооценки и депрессии. Отсутствие ушей и закрашенные глаза указывают на наличие страхов и на нежелание вступать в контакт с окружающими. Соне присуще такие черты личности, как скрытность и замкнутость (кругообразная фигура).
5 Леша Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Недоведенные до конца линии об астении, иногда импульсивности. У обследуемого есть страхи (глаза пустые, без радужки). Животное живет в труднодостижимом месте (в черном доме очень далеко, что говорит о потребности в защите. Хочет играть в мяч, гулять (животное играет и гуляет).
6 Леша Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии указывают на наличие тревожности у ребенка.
№ Имя Качественный анализ рисунка.
6 Леша Расположение рисунка вверху листа свидетельствует, иногда, о завышенной самооценки и стремлении к высоким достижениям. Глаза с зачерненной радужкой и отсутствие ушей говорят о наличии страхов, о нежелании вступать в контакт с людьми и слышать чужое мнение.
7 Вова Сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о наличии тревожности. Глаза закрашены, что указывает на наличие страхов. Отсутствие ушей говорит о замкнутости и нежелании слышать мнение окружающих. Узор на шкуре говорит о такой черте личности как демонстративность. Животное обитает в зоопарке (изолированное пространство, оно доброе, но у него нет друзей это свидетельствует о чувстве одиночества ребенка.
8 Вова Очень сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о наличии тревожности у обследуемого. Расположение рисунка внизу листа говорит о заниженной самооценки. Глаза с зачерненной радужкой свидетельствуют о наличии страхов, отсутствие ушей – о замкнутости и нежелании слышать чужое мнение. Изолированное место обитания (черный дом, живет один) и отсутствие друзей говорят о чувстве одиночества обследуемого. Животное питается людьми, что указывает на такие черты личности как негативизм и агрессивность.
№ Имя Качественный анализ рисунка.
9 Саша Размашистые штриховые линии указывают на наличие тревожности. Глаза без зрачков и увеличенный рисунок животного свидетельствуют о наличии страхов и тревожности. Отсутствие ушей указывает на замкнутость и нежелание слышать чужое мнение. Преобладает такая черта личности как агрессивность (фигура животного, состоящая из острых углов). Отсутствие ног свидетельствует о пассивности и неумении выстраивать социальные отношения.
10 Саша Сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Множественные линии свидетельствуют о тревожности. Уменьшенный размер рисунка говорит о низкой самооценки и депрессии. Отсутствие ушей указывает на замкнутость и на нежелание слушать чужое мнение.
11 Руслан Сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о тревожности. Уменьшенный размер рисунка говорит о низкой самооценки и депрессии. Большие уши указывают на заинтересованность чем-либо, иногда на подозрительность и тревожность.
Проанализировав результаты исследования по методики «Несуществующее животное», можно сделать вывод о том, что 10 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают тревожность (штриховые, множественные линии; увеличенный размер рисунка; большие уши) и 9 из 11 детей обладают множеством страхов (глаза пустые без зрачков или глаза с зачерненной радужкой). Также 5 из 11 человек нарисовали дом, а 8 из 11 человек упомянули в рассказе про свое животное то, что он живет в доме. Это может свидетельствовать о желании детей вернуться в комфортную для них среду, то есть домой.
Результаты исследования детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по методике «Сказка».
№ Имя Кол-во патологических ответов
1 Алёна 5
2 Кира 2
3 Настя 5
4 Соня 3
5 Леша 6
6 Леша 5
7 Вова 7
8 Вова 3
9 Саша 5
10 Саша 6
11 Руслан 7
М (среднее арифметическое значение) 4,9
Проанализировав результаты исследования по методике «Сказка», можно сделать вывод о том, что 8 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дали патологический ответ пять и более раз. Это может указывать, в большинстве своем, на неадекватные эмоциональные проявления по отношению к близким, окружающим людям или к самому себе. Это может быть следствием эмоциональной незрелости, стрессовых ситуаций, в которых находятся дети.
Качественный анализ данных показал, что 5 из 11 детей испытывают неадекватные страхи : привидение; вампиры; страшная комната, где нет рядом мамы, а из двери лезут страшные монстры; зомби пришли и хотели убить; зомби; осталась одна, мама ушла и не вернулась. Все это свидетельствует о страхе одиночества, то есть о страхе остаться одному или исчезнуть. 8 из 11 детей проявляют тревожность, когда им не уделяют внимание и не слышат их (она хотела гулять, но мама не пошла, поэтому она пошла одна; не хочет отмечать праздник, поэтому он пошел на улицу; пошел в другую квартиру, так как он не хочет праздник; гулять пошел, так как у мамы и папы праздник намечается, 9 из 11 детей, когда их ругают и обвиняют в чем-либо (папа злой, он не хотел, чтобы они пошли гулять; мама сказала: «Почему меня не взяли с собой?»; надо было раньше приходить, обед остыл; нельзя больше ходить на улицу; долго гуляли; дочка, не ходи больше).
Качественный анализ по методике «Несуществующее животное» показал, что 10 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают тревожность и 9 из 11 детей обладают множественными страхами.
Вывод:
Результаты по методике «Сказка» показали, что 8 из 11 детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, проявляют неадекватное эмоциональное отношение к окружающим, к близким и к самому себе. Качественный анализ данных показал, что у 5 из 11 детей проявляются неадекватные страхи : привидение; вампиры; страшная комната, где нет рядом мамы, а из двери лезут страшные монстры; зомби пришли и хотели убить; зомби; осталась одна, мама ушла и не вернулась. 8 из 11 детей проявляют тревожность, когда их игнорируют и не слышат; 9 из 11, когда их ругают или обвиняют в чем-либо.