Татьяна Долганова
Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС
Долганова Татьяна Ивановна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 18 Пушкинского района СПб.
Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС.
Во многих законодательных актах РФ упоминается термин «доступная среда». В 2010 году в РФ была разработана Государственная программа «Доступная среда» - рассчитанная на 2011-2020 годы, в которой были учтены требования Конвенции о правах инвалидов и реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На сегодняшний день главными документами которые регулируют инклюзивное образование на территории РФ, являются Конституция РФ, Федеральные законы «Об образовании в Российской федерации» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенция ООН о правах ребёнка и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Что же это такое «доступная среда». В первую очередь это обычная среда, дооборудованная с учётом потребностей возникающих у людей с инвалидностью и позволяющая и позволяющая вести им независимый образ жизни. В нашем случае мы рассматриваем создание такой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ГБДОУ№18 – это дети с нарушением в интеллектуальном развитии. К сожалению, число детей с ОВЗ в России с каждым годом неуклонно растёт. Поэтому появлению инклюзивной образовательной среды способствовал ряд факторов :
Публикация «Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
-социальных – рождаются дети с нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, а также с аутистическими нарушениями, при этом они также нуждаются в получении образования.
-практико-ориентированных – активное включение родителей «особых» детей в образовательный процесс в роли воспитателей, организация научно-практических конференций, круглых столов, подготовки специалистов для сопровождения инклюзивного образования.
Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребёнка с ОВЗ является его интеграция в жизни и создание для него условий, которые компенсировали бы его недостатки. При обучении детей с ОВЗ возникают различные сложности, связанные с физическим и психологическим состоянием ребёнка. Адаптирование образовательной среды к особенностям детей инвалидов – является одной из важнейших задач. Для решения этих задач в ГБДОУ создаются условия, которые направлены на создание системы комплексной помощи, благодаря которой должен быть преодолён барьер негативного отношения к детям с ОВЗ. Дети, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, нуждаются в особом отношении к себе, внимании, получении психолого – педагогической и медицинской помощи, специальном образовании (воспитании, соответствующем их потребностям. При работе с детьми воспитатели опираются на коррекционно - развивающие и адаптированные образовательные программы, которые помогают обеспечить социализацию особому ребёнку, достижению конечной цели его обучения и воспитания – введение его в социум, преодоление трудностей, создание индивидуальной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание ГБДОУ доступен для некоторых категорий детей с ОВЗ.
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ, нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребёнка, она должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности детей.
В группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует здоровьесбережению. Создавая развивающую среду группы, мы стремились, чтобы окружающая обстановка была комфортной, подвижной, эстетичной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности для детей. Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определённого вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью воздушного зонирования.
Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями на протяжении всего дошкольного детства содержит:
- различные варианты материалов по единой теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);
- схемы и алгоритмы действий;
- модели последовательности рассказывания, описания;
- модели сказок;
- предметы для развития перцептивных действий;
- предметы для развития сенсорной сферы;
- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;
- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребёнка. Она является другом, партнёром в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Центру искусств отведено самое светлое, хорошо освещённое в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Центр сенсорного развития. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки- заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
- Сухой бассейн — квадратный бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми полупрозрачными шариками. Бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса его туловища и конечностей, и расслабиться. При этом постоянный контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело, находясь в бассейне, имеет постоянную безопасную опору, что особенно важно для людей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение — это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены, при этом ребенок (подросток) сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.
- Детский игровой сухой душ — разноцветные атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Потолком сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь, можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно важно для аутичных детей.
- Рамки дидактические. Рамка позволяет ребенку приобрести навык шнурования ботинок, застегивания молний, пуговиц, крючков и т. д. Умения во многом способствует развитию концентрации и устойчивости внимания, развивает самостоятельность, способствует самообслуживанию.
В ГБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сенсорная комната.
Группа имеет отдельный прогулочный участок, который оснащё н: детским игровым комплектом «кузнечик», качели для детей и игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей, специалистом прошедшим обучение: по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Теория и организация адаптивной физической культуры и спорта». В группе проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка обязательный элемент режима. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Предметно-развивающая среда в группе безопасна и психологически комфортна для пребывания детей (используется ковровое покрытие, мебель закреплена, пособия сохраняются и по необходимости ремонтируются). Доступная среда в группе предоставляет ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.
Все дети, независимо от их отличительных особенностей, достойны уважения со стороны общества в котором живут, а создание условий «доступной среды» заложат фундамент для дальнейшей успешной социализации детей инвалидов и детей с ОВЗ, а также повысит качество их образования.