Могильникова Людмила
Особенности развивающей предметно-пространственной среды группы ясельного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, беседки,
территории детского сада
Могильниковой Людмилы Викторовны,
воспитателя МБДОУ д/с № 8 «Огонёк»
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
Публикация «Особенности развивающей предметно-пространственной среды группы ясельного возраста» размещена в разделах
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Я предлагаю вариант организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей от 2 до 3 лет, а также вариант комплектации отдельных секторов. Наша группа называется «Зайчики». Количество детей в группе 22, 9 девочек и 13 мальчиков.
Организовывая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе я учитывала возрастные особенности детей, их интересы, гендерное воспитание. Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
Развивающая среда в групповых помещениях условно определены на различные сектора: физического развития, конструктивной деятельности, художественного развития, музыкально-ритмической деятельности, сенсорного развития, детской книги и познавательно-речевого развитии, театра и сказок, дидактических игр, игрового сектор социально-личностного развития, информационный сектор для родителей, сектор «Безопасность», сектор информационно-коммуникационных технологий, сектор уединения, сектор познавательно-исследовательской деятельности, сектор ознакомления с природой.
Сектор физического развития.
Основное предназначение : расширение индивидуального двигательного опыта в образовательной, самостоятельной, индивидуальной деятельности детей и их оздоровления. Он наполнен необходимым оборудованием –мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера, кубики, флажки, скакалки, гантели детские, мешочки с песком, коврики, дорожки массажные, массажные тапочки (для профилактики плоскостопия, обручи, шнур длинный и короткий; ленты разных цветов; набор для игры в боулинг, атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Мною были изготовлены тренажёры для стоп и кистей, пошиты разноцветные флажки. Родители изготовили нам прекрасную «дугу-заяц».
Сектор конструктивной деятельности.
Основное предназначение : проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Данный сектор практичен и мобилен, т. к. всё его содержание находится на полочках в контейнерах (конструктор «Лего» разного размера, настольные деревянные кубики, напольные пластмассовые кубики среднего размера). Этот сектор пользуется большим спросом, особенно у мальчиков, ребята с большим удовольствием строят постройки на ковре, на столе и обыгрывают с помощью мелких, средних и крупных игрушек и машинок, которыми я пополнила сектор.
Сектор художественного развития.
Основное предназначение : проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.
Этот сектор трансформируемый и мобильный. Здесь дети свободно рисуют, пользуются материалами изо деятельности – цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, пальчиковые краски, печатки, штампы, пластилин, бумага, водные раскраски, планшеты, большой мольберт, кисточки; трафареты по темам и другие материалы. С помощью родительской помощи мы приобрели все эти материалы.
Сектор музыкально-ритмической деятельности.
Основное предназначение : развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В этом уголке у нас есть некоторые музыкальные игрушки и инструменты – барабаны, дудочки, металлофон, бубны, погремушки, гармошка, костаньеты, саксофон, игрушки с фиксированной мелодией (звуковые книжки). Планируем пополнить ещё : колокольчиками. В группе есть магнитофон, диски с колыбельными и танцевальными детскими песенками, классической музыкой и сказками.
Сектор сенсорного развития.
Основное предназначение : расширение познавательного сенсорного опыта: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности. Здесь находится необходимый материал, который помогает закреплять полученные знания и навыки на (цвет, форма, величина, а именно пирамидки, разного размера и формы, разноцветные диски (выполнены мною, различные шнуровки, вкладыши, прищепки, мозайка (различной формы и размера, паровозик, сделанный моей напарницей, лабиринты, и многое другое. Пополнили его мною отреставрированными пирамидками (в виде медвежат) и сенсорным кубом.
Сектор детской книги и познавательно-речевого развития.
Основное предназначение : формирование умения самостоятельно работать с книгой, формирование навыка слушания, формирование и расширение представлений об окружающем.
Данный сектор находится в самой освещенной части группы. В этом секторе дети могут выбрать книгу по желанию, посмотреть или почитать совместно с воспитателем. Он наполнен детскими книгами, которые соответствуют возрасту детей и программе. Почти все книги подарены родителями.
В сектор познавательно-речевого развития мы подобрали и удобно разместили сюжетные и предметные картинки, некоторые из них уже за ламинировали. Будем продолжать эту работу.
Сектор театра и сказок.
Основное предназначение : формирование желания самостоятельно и совместно с педагогом заниматься театральной деятельностью. Здесь дети объединяются и раскрываются. У нас здесь размещены маски, шапочки, различные виды театров – настольный, театр на кружках, театр на камнях (изготовлен мною, на фланелеграфе, по сказкам соответствующим возрасту детей («Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски, для постановки сказок. Родительница подарила группе пальчиковый театр, другая разрисовала деревянные ложки для ложкового театра.
Сектор дидактических игр.
Основное предназначение : расширение познавательного сенсорного опыта детей. Этот сектор очень содержательный, в нём достаточное количество разнообразных дидактических игр и пособий, настольных игр, игры на развитие мелкой моторики, по средствам которых мы закрепляем в индивидуальной и самостоятельной деятельности программные задачи, умения и навыки, полученные во время образовательный деятельности.
Игровой сектор социально-личностного развития.
Основное предназначение : реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. В нём созданы условия для творческой деятельности детей, формирования игровых умений, воспитания дружеских взаимоотношений. Он включает в себя наличие модулей: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Ремонт». Уголок ряжения.
Приобрели в этот сектор: гладильную доску, коляски, ванночку для купания. В интерьер сектора внесли свою изюминку. По нашей инициативе нам пошили красивую скатерть, прихватки, что позволяет прививать детям эстетический вкус с детства. Мы выявили, что дети в этом уголке чувствуют себя комфортно.
Информационный сектор для родителей.
В нём мы помещаем необходимую информацию для родителей – консультации, объявления, поздравления и другое.
Сектор информационно-коммуникационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится все более актуальным и играет особую роль в развитии личности ребенка, т. к. позволяет в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть нового качества знаний, стимулируя познавательную активность, развивая логическое мышление и творческие способности дошкольников.
Сектор уединения.
Основное предназначение : выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Уютное местечко для отдыха, место уединения и релаксации, где ребёнок может посидеть на мягком кресле, отдохнуть и поговорить со сверстниками. Мамы нашей группы сшили чехлы для мебели, мягкие подушечки. Мною были пошиты лёгкие воздушные шторы, а коллективная работа детей «Мимоза» создала уют и теплоту в этом секторе.
Сектор познавательно-исследовательской деятельности.
Основным видом деятельности в рамках данной формы работы является детское экспериментирование. Основное предназначение : проживание, преобразование познавательного опыта в исследовательской деятельности. В данный сектор оснащен: набор для экспериментирования с водой и песком (емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы; красители: акварельные краски; природные материалы: камешки разного цвета, формы и размера, ракушки, шишки, каштаны; сито, лопатки, молоточки, формочки и др.
Сектор «Безопасность»
Основное предназначение : расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности. Сектор состоит из макета «По дороге в детский сад» (выполнен мною, демонстрационный материал, различные виды транспорта, настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ («Уроки безопасности», «Транспорт», «Дорожная азбука», «Веселый светофор» (мною выполнена, Отремонтируй светофор», полицейская фуражка инспектора ДПС, жезл, рули и др. Мною
Сектор ознакомления с природой
Основное предназначение : расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности. Оснащен данный сектор календарем природы (выполнен мною, в котором выставляется время года, одежда по сезонам, труд человека по временам года, погода сегодня, время суток, инвентарь для ухода за растениями, муляжи овощей и фруктов, домашних и диких животных.
В то же время такая предметная среда позволяет нам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоение навыков и умений. Развивать их любознательность, творчество и коммуникативные способности.
В нашей группе не только уютно и комфортно, но и на наш взгляд красиво. И для этого мы ведём систематическую работу по пополнению развивающей среды с родителями, которые идут нам на встречу.
Развивающая предметно-пространственная среда игровой площадки, беседки.
С 2012 года в нашем детском саду в рамках подготовки к летнему оздоровительному периоду проводится фестиваль педагогических идей «Мой участок», с целью создания развивающей предметно пространственной среды на участке с учетом потребностей детей и требований ФГОС ДО.
Совместно с родителями мы огородили участок ярким, цветным забором, с целью обеспечения безопасности пребывания детей на территории детского сада.
У нас получились следующие тематические уголки:
- Деревянная беседка, которую мы украшаем весной цветами и насекомыми, выполненными из бросового материала, зимой вывешиваем снежинки.
- Спортивный уголок, в котором разместили корзины, для забрасывания мячей, обручи, тканевой туннель и многое другое.
- Под тенью деревьев установили дополнительные скамейки и столы для организации игровой деятельности в теплый период времени, они выкрашены в четыре основные цвета, что способствует закреплению знаний полученных во время занятий. В данной тихой зоне читаем художественную литературу, устраиваем сюжетно – ролевые игры, рисуем, лепим.
- Имеются на участке герои из сказки «Репка», с помощью который повторяем сказку, закрепляем раннее полученные знания по темам: семья, домашние животные, одежда и другие. Сказочные герои выполненные по эскизам из фанеры.
- Имеется на участке и мостик, и пеньки, которые мобильны, могут выкладываться в любой конфигурации, и выполняют функцию тропы здоровья.
- Необычные счеты, сделанные с напарницей, очень нравятся нашим малышам.
Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечивать максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор деятельности, степени участия в ней, способ её существования и взаимодействия с окружающими.