Поплавская Алла Петровна
Особенности общения детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения детей младшего школьного возраста
Границы младшего возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6-7 лет до 9-10 лет. Начало обучения в школе ведёт к новой социальной ситуации развития ребёнка, когда он имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Главной ведущей деятельностью у ребенка - становится учебная.
Публикация «Особенности общения детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста является появление произвольности действий, выделение внутреннего плана действий и рефлексии как умения разумно анализировать свои поступки и суждения с точки зрения соответствия их замыслу и условиям деятельности. Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них учёбы и игры, слабо выраженное разграничение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя норм и ценностей.
Эмоционально-смысловой доминантой общения является содержание основных сфер деятельности младших школьников : познания, деятельности, игры. С переходом ребёнка в новую социальную ситуацию, связанную с началом обучения, ребёнку необходимо понять и усвоить нормы нового вида общения - общения в процессе учебной деятельности. Кроме того, ему следует определить своё отношение к людям, взрослым и сверстникам, которые его окружают в школе, и установить с ними контакты.
Со взрослыми ученики начальной школы общаются преимущественно в семье и в школе : в процессе учебной работы, информирование о своих делах и делах класса, запрашивание у взрослых информации по конкретным вопросам, запрашивание у взрослых оценки своего поведения. Общение со взрослыми возникает и в ситуации разрешения конфликтов.
Очень значимо общение с учителем, причем оно практически не выходит из ролевых рамок. Именно поэтому и взаимоотношения "учитель - ученик" складываются преимущественно в зависимости от выполнения ребенком своей ученической роли: исполнительности, аккуратности, прилежания, поведения и, конечно же, успеваемости. Оценка учителя в значительной степени определяет и взаимоотношения ребят, и статусную структуру класса - от самых популярных в классе "любимчиков" до изолированных и пренебрегаемых.
Благополучие в общении со взрослыми внушают ребёнку уверенность и в успехе общения со сверстниками.
Контакты детей друг с другом возникают в связи с предыдущим опытом общения, пространственной близостью, в связи с совместной деятельностью и игрой. Межличностное общение в классе имеет инструментально-конкретный и ситуативный характер, т. е. возникает по поводу игры, урока и т. п.
Словарь младших школьников достаточно богат, но умение вести диалог развито слабо. Типичным для них является информационный диалог, диалог дискуссионного типа вести не умеют.
Структура круга общения младших школьников не очень устойчива. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе, к третьему классу наблюдается рост устойчивости предпочтений.
В 1-2 классах общение со сверстниками тесно связано с учебными достижениями. К 3-4 классу значимой и авторитетной фигурой для младшего школьника становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнёра по общению. В этот период идёт формирование социального престижа ребёнка.
Но, к сожалению, в этот период жизни у младших школьников возникает немало трудностей. Многие из них связаны с общением в группе сверстников.
Анализ школьной практики в работе Н. Е. Колодий показывает распространенность у младших школьников негативных стереотипов, снижающих эффективность межличностного общения, учебной деятельности: стереотипы полоролевого поведения (мальчики и девочки дразнят друг друга и обижают, неадекватного разрешения конфликтов (драки, жалобы учителю, негативной самопрезентации (употребление ненормативной лексики, грубость, громкий голос и др., негативного восприятия сверстников (придумывание прозвищ, психологической отверженности и др.
В начальных классах происходит много конфликтов на почве дисциплинарных требований или в играх.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы можно прийти к следующим выводам.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.
Поэтому так важно целенаправленно, систематически и последовательно учить детей навыкам эффективного общения, умению слушать и слышать другого, умению понимать чувства и настроение другого, умению быть внимательным к окружающим, умению осмысливать свои поступки и поступки другого, умению конструктивного разрешения конфликта и преодоления негативных стереотипов общения.