Нурия
Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Методическая разработка
Тема : «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»
Номинация : статья
Автор разработки:
Утагонова Нурия Амербиевна- воспитатель
г. Новый Уренгой
2023 г.
Аннотация
Публикация «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде „ПиктоМир“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Мы живем в веке информационных технологий, и в наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых увлекательных занятий настоящего времени – программирование. Повелителей компьютеров называют программистами. Они знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.
Обучение основам программирования дошкольников должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен ребенку, легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании.
Занятия по программе «Пиктомир» способствует воспитанию у детей, интереса к информатике и программированию, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Цель: изучение азов алгоритмизации и программирования с использованием программной системы Пиктомир, развития творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе основ программирования.
Задачи:
- Изучение основных элементарных алгоритмов на понятийном уровне; - создание алгоритмов в среде «Пиктомир»;
- развитие у детей логического мышления;
- воспитание у детей интереса к процессу познания, желание преодолевать трудности.
«Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий». Л. С. Выготский
В современном мире все большая роль отводится процессам цифровизации - это преобразование информации в цифру и перехода на электронную систему образования; развитию цивилизации в этом направлении, на сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования, в организации взаимодействия педагога и родителей.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.
Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.
У детей необходимо развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи. Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, проектирование и многое другое – вот что теперь интересует современных детей. Ребенок овладевая основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности; учится составлять программы управления виртуальным роботом из простых пиктограмм, на компьютере; расширяются начальные знания и элементарные представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет запускать программы на планшете для роботов - исполнителей; знакомится с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами.
У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе планшета и условными моделями – исполнителями.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
Учитывая возрастающие темпы информатизации общества, цифровизации промышленности, образования и науки, в рамках перехода к цифровой экономике, специалисты ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН разработали учебную систему ПиктоМир, в которой начинается раннее знакомство дошкольников с системой научных понятий программирования.
ПиктоМир - это программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. ПиктоМир позволяет ребенку "собрать" из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом. ПиктоМир в первую очередь ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать.
МАДОУ «ДС «Радуга» в 2021г - присвоен статус федеральной сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».
В нашем детском саду воспитанники осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием – робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.
Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Капитана, отдающего команды, а другой – выполняющего их Робота, строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т. д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах.
У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОУ. Курс обучения программированию влечет за собой развитие важнейших навыков, таких как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей, абстрактного и алгоритмического мышления. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».
Использованная литература:
1. Бастрыкина А. Ю «Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019г.
2. Бревнова Ю. А, Коч Л. А «Дошколенок + компьютер»
3. Рогожкина И. Б, Кушниренко А. Г «ПиктоМир : дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011г
4. Кушниренко А. Г. «ПиктоМир : опыт использования и новые платформы», 2011
Интернет-ресурсы
5. https://www.piktomir.ru/
6. А. Левенчук «Пиктомир : дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015
7. Бесшапошников Н. О., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Собакинских О. В «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» : опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.