Морозова Екатерина
Опыт работы взаимодействия инструктора по физической культуре по подготовке будущих специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ключевых проблем подготовки специалиста нового типа является проблема формирования соответствующих профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей. Эта задача четко сформулирована в Федеральной программе развития российского образования: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования и развития, владеющих способами оформления собственных оригинальных методик и технологий, умеющих рефлексировать собственную педагогическую мыследеятельность, умеющих работать с участниками образовательного процесса любого возраста и любого социально-психологического статуса».
Публикация «Опыт работы взаимодействия инструктора по физической культуре по подготовке будущих специалистов» размещена в разделах
На сегодняшний день задачей средне - специального педагогического образования является формирование компетентной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой непростой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо, в первую очередь, перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти способ разрешения проблемы и доказать ее правильность. В результате чего, самостоятельная работа студентов становится не просто важной формой образовательного процесса, а основой в подготовке молодого специалиста.
Физкультурно-оздоровительная работа является основным и приоритетным направлением нашего ДОУ.
Для инструктора по физической культуре, педагогическая практика в профессиональной подготовке и становлении будущих педагогов занимает особое место. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой студентов в области физического воспитания дошкольников. Поэтому внедрение наставничества является важным и актуальным в нашем ДОУ.
Из собственного многолетнего опыта работы с детьми, инструктор по физической культуре должен уметь заинтересовать студентов своим личным примером (открытые занятия, мастер-классы, спортивные мероприятия и т. д.) и только потом, организовать работу со студентами, в соответствии с планом педагогической практики, по вопросам физического развития детей. При этом педагог-наставник должен быть требовательным и твердым в предъявлении справедливых и необходимых требований к студентам.
Одной из главных задач инструктора по физической культуре в работе со студентами является научить будущих специалистов правильно управлять детским коллективом, создавать у них положительную мотивацию. Построение общения студентов с детьми должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, спортивным инвентарем и оборудованием, полученное на занятиях.
Каждый студент, проходящий практику в нашем ДОУ, должен запомнить для себя, что в работе с детьми необходимо :
- обращаться ровно, спокойно и терпеливо;
- ребенка называть только по имени;
- хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу;
- следить строго за своей речью. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- поощрять стремление ребенка задавать вопросы, проявление активности, инициативы и выдумки детей;
- замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития;
- уважать в каждом ребенке личность.
Актуальной задачей инструктора по физической культуре является умение оказать методическую помощь будущим специалистам.
Студентам необходима хорошая теоретическая подготовка, широкое владение материалом и умение применять свои знания на практике. При организации занятий студенты должны ориентироваться на возраст, интересы и способности детей, на актуальные потребности, а также на имеющиеся помещения в ДОУ и их оснащение спортивным инвентарем и оборудованием.
В соответствии с планом педагогической практики, студенты проводят с детьми физкультурные занятия разных типов: классического, сюжетного или игрового характера, а затем планируют и организуют физкультурный досуг.
При составлении планов-конспектов физкультурных занятий студентами, инструктор по физической культуре, проверяет поставленные задачи, структуру занятий, дозировку упражнений и заданий, игр, страховку детей, необходимое сопровождение, чтобы не было длительных пауз. Заранее обсуждаются и прописываются методы и приемы с детьми, которые будут применяться при проведении физкультурных занятий. Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений. Перед проведением физкультурного занятия студенту необходимо самостоятельно подготовить спортивный зал : проветрить помещение, расставить и разложить необходимый инвентарь, проверить оборудование, продумать способы передвижения по залу во время занятия.
При проведении студентами физкультурных занятий особое внимание уделяется внешнему виду будущего педагога : спортивная одежда (футболка, брюки, носки, кроссовки или кеды; волосы должны быть убраны, не мешать во время показа движений, украшения на пальцах и запястьях рук не допустимы.
Показ студентами упражнений должен быть четким, качественным, в полную силу, с подчеркнутой легкостью, чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить его к наилучшему его выполнению. Если студент не подготовился добросовестно дома к проведению физкультурного занятия с детьми, он не допускается к практике. Не оценивается занятие, проведенное студентом, с конспектом в руке или с постоянными подсказками.
В план педагогической практики входит планирование и проведение студентами физкультурно-оздоровительных мероприятий : утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные минутки и паузы, спортивные и подвижные игры в группе и на воздухе. Весь план контролируется и проверяется инструктором по физической культуре.
Студентам в процессе педагогической практики не раз приходится подключаться к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ. Будущие педагоги принимают участие в совместном с ДОУ мероприятии «Адмиралтейский Флешмоб». Студенты учатся «примерять» и играть разные роли, активно помогать в оформлении мероприятий в дошкольном учреждении. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников будущие специалисты получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Важнейший итог праздника для студента - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности с детьми. Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив и взрослых, единством цели и общими задачами.
Главное качество, которым должен научиться обладать будущий педагог - умение дарить детям ласку и тепло. При этом он должен быть мобильным, умение идти в ногу со временем, следовать современным тенденциям в воспитании и обучении детей, способным обучаться, схватывать всё на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения.
В любом случае, выбирая профессию педагога, человек должен мыслить себя в будущем профессионалом, мастером, способным добиться всеобщего признания, любви и почитания, благодарности за хорошо выполняемую работу от детей, их родителей и своих коллег.
Литература.
1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования [Текст]. - Казань, 2005.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]. //Педагогика. – 2003. - № 10.
3. Помазанова Е. В. Дипломная работа как основной метод самореализации будущего специалиста // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 613-615.