Получи документы

Определение работы, концентрации, свободного выбора по Методу Монтессори

Ольга Скрыпник
Определение работы, концентрации, свободного выбора по Методу Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

Определение работы, концентрации, свободного выбора по Методу Монтессори

Опираясь на понятие периодизации, можно сказать, что период 0-3 имеет много общего с внутриутробным развитием ребенка и продолжается до 3-х летнего возраста, в течение которого, несомненно творческого, происходит много важных изменений. Но все-таки этот период легко забывается ребенком. Способности развиваются самостоятельно и независимо друг от друга: язык, движения рук и ног. Формируются некоторые сенсорные способности. И руководящие ментальные силы появляются по отдельности. В личности отсутствует целостность – и поэтому мы не можем вспомнить себя в это время.

Публикация «Определение работы, концентрации, свободного выбора по Методу Монтессори» размещена в разделах

На границе трехлетнего возраста происходит формирование сознания, и появляется единство личности и способность помнить. До 3-х лет функции формируются, после 3-х лет развиваются. Ребенок хочет овладеть окружающей средой, находя в ней средства для развития. Ребенок развивает те силы, что создавал до 3-х лет. Итак, ребенок способен намеренно и сознательно разбираться в окружающей среде и начинается период настоящего творчества. Скрытые силы проявляются благодаря возможностям сознательного опыта, которые ребенок находит в окружающем мире. Такой опыт – РАБОТА, которую он должен сделать, чтобы вырасти. Рука, направляемая интеллектом, начинает выполнять работу. Другой вид развития, который начинается, заключается в совершенствовании уже сделанных приобретений – ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ – спонтанное развитие языка продолжается до 5 лет. На протяжении периода от 2 до 5 лет наблюдается особая чувствительность для развития языка – происходит совершенствование произношения и обогащения словаря.

И отсюда две тенденции –

• Расширение сознания через деятельность в окружающей среде

• Совершенствование и обогащение уже сформированных способностей.

Эти тенденции определяют период 3-6 периодом «конструктивного совершенствования» посредством деятельности.

Способность разума впитывать мир присутствует, но активный опыт помогает впитыванию, и обогащает его (разум). Теперь это касается не только чувств, рука принимает в этом активное участие. И эта рука становится «хватательным органом разума». Желание все потрогать и задержаться на отдельных вещах. Ребенок постоянно занят и счастлив, что все время, что то делает руками. Ребенку нужен целый мир всего, что дает ему стимулы к действию, так как в этот период происходит дальнейшее психофизиологическое развитие. Это «возраст игры». Ребенок манипулирует с вещами, начинает подражать действиям взрослых – это избирательное и разумное подражание, ребенок готовит себя к своей роли в мире. И все действия ребенка происходят для своих внутренних целей, связанных с саморазвитием. В классе дается все необходимое, чтобы ребенок мог подражать действиям, которые видит дома. Среда, где материалы сделаны специально для ребенка. Когда ребенок попадает в среду, меняется его личность, и первый признак – утверждение НЕЗАВИСИМОСТИ…. «Я хочу все сделать сам. Пожалуйста, не помогайте мне». В результате ребенок став обладателем целого мира (подготовленной среды) счастлив, и начал деятельность по формированию в себе человека. Человек должен обладать независимым характером и способностями, быть готовым к работе и совершенствованию во всем, что от него зависит.

С точки зрения антропологии, М. Монтессори серьезно относилась к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одним из основных требований, предъявляемых к воспитанию, является уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка. Именно поэтому Монтессори считала необходимым изменить структуру воспитания и направить в то русло, где появилась бы возможность помочь человеку восстановить и сохранить его внутреннее равновесие, его душевное здоровье и его умение ориентироваться в современных условиях во внешнем мире и тем самым добиться осознания своего истинного места в истории.

Для Монтессори, духовное развитие человека теснейшим образом связано с его психическим и физическим развитием. Поэтому она постоянно подчеркивала роль восприятия и органов чувств, значение действенности рук и их участия в духовном развитии, подчеркивала роль движений для развития интеллекта.

Рассмотрим принцип свободы условий развития ребенка.

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности, свободная работа является основным принципом ее педагогики. По Монтессори, стремление ребенка к независимости, самостоятельности и стремление стать свободной личностью – должно уважаться, приниматься во внимание, так как творческая задача молодого человека состоит в том, чтобы «сформироваться как моральная личность».

На фоне приведенных антропологических основ, Монтессори трактовала личную самостоятельность ребенка как существенную цель воспитания. Отсюда исходит девиз М. Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Поэтому ребенку должна предоставляться свобода в его действиях. Это не безграничная, а относительная свобода. Она обретает свои границы в потребностях других детей и коллектива, а также в необходимости дела.

По Монтессори, свобода предполагает :

свободу передвижения в подготовленной окружающей среде,

свободу выбора места для деятельности,

свободу выбора предметов для удовлетворения познавательных интересов,

свободу времени, то есть продолжительности процесса собственной деятельности,

свободу выбора уровня образования,

свободу коммуникации и объединения в работе с другими воспитанниками.

Под «свободой деятельности» или «свободой выбора» Монтессори понимала «психический процесс изучения чего-либо ребенком, проявление его личной инициативы». Многолетний опыт работы как самой Марии Монтессори, так и ее последователей в разных странах мира показал, как положительно влияет свобода выбора на процесс развития ребенка, на его мотивацию, на эффективность его обучения и глубину понимания изучаемого предмета.

Концентрации внимания.

Свободный выбор деятельности, по Монтессори, является непременным условием «поляризации внимания» что предполагает умение сосредоточенно работать достаточно длительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он дает образец работы с материалом, и слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

«Поляризация внимания» - это феномен, открытый М. Монтессори в экспериментальной работе с детьми раннего возраста. Поляризация внимания по Монтессори представляет собой процесс длительного «приковывания» или добровольной концентрации внимания на одном предмете или вещи. Монтессори постоянно подчеркивала, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Это объясняется значением такой детской деятельности, как «экспериментирование». Оно происходит через активное исследовательское обращение с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внутренние действия ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению-поляризации.

В наблюдениях и оценках феномена, проявляющегося у детей, М. Монтессори выделяет рабочие циклы или циклы активности. Процесс поляризации внимания имеет три фазы.

1-я (начальная) фаза – введение в деятельность. Заключается в поиске и выборе ребенком интересующего его предмета. Во время этой фазы ребенок должен прийти к решению, какому из этих предметов (материалов) он хочет отдать предпочтение.

2-я фаза – собственно деятельность. Ребенок включается в работу, погружаясь в себя, и отстраняясь от времени и пространства, пока напряжение не будет полностью исчерпано.

Признаками концентрации являются :

1. психическая реакция на выбранный предмет,

2. сосредоточение и пребывание в таком состоянии,

3. повторение действия, которое является следствием обращения с предметом.

3-я фаза – спокойствие; перерыв, богатый мыслями, идеями. Ребенок учится на своих собственных делах, вступает в отношения со своими товарищами, сравнивает себя с ними. Очевидными феноменами являются радость, спокойствие и уравновешенность детей, вследствие отсутствия причин, порождающих комплекс неполноценности, а также усиление детской активности. «Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», пишет Мария Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».

Ручной труд Как известно, фактором развития человека является, прежде всего, его деятельность. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческо-деятельную, позволяют развивать все качества и свойства личности, как-то: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь); направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение); задатки и способности, темперамент и характер и т. д. И именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения. Для Монтессори в этой связи чрезвычайно важно было понимание сути, назначение организуемой разнообразной деятельности детей, ее педагогического смысла. При всей привлекательности игры, как катализатора активизации жизнедеятельности ребенка, удельный вес ее имел, конечно, свои разумные пределы, ибо такой аспект как ручной труд также занимал свое достойное место в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе Монтессори. С одной лишь оговоркой, что он как деятельность был организован не по обязанности, а, прежде всего, с опорой на интересы ребенка. При этом она, однако, считала, что ленность и отвращение к труду (как, впрочем, и к собственно занятиям, в конечном счете, деморализует детей, а потому основой нравственного воспитания является трудолюбие. Давно уже стало истиной, что труд является фундаментом личностного развития. Сама Монтессори видела в труде большую преобразующую силу, способную обеспечить поступательное развитие каждой личности. Необходимость, в частности, ручного труда, его значение в нравственном развитии ребенка была для нее аксиомой, и задачу свою она видел в том, чтобы это могли осознать и ее воспитанники. Можно много декларировать о пользе труда в части его благотворного влияния на физическое развитие, на формирование товарищеских отношений и взаимопонимания, выработки жизненной сноровки, творческой смекалки, сообразительности и т. д., но Монтессори не превращала свои призывы в обычные лозунги. Ручной труд она рассматривала лишь как средство, которое должно помочь ребенку в самоопределении и самореализации. Поэтому она придавала большой воспитательное значение работам детей на огороде, ухаживанию за растениями и животными и просто физическому труду. Наблюдая за детьми, она видела, как у них возникает любовь к природе и ко всему проявлению жизни. При этом воспитанию трудолюбия Монтессори придавала большое значение и, прежде всего, с точки зрения его как личностного качества. Она справедливо полагала, каким бы рутинным, а иногда и немотивированным было задание, каждый ребенок должен стремиться к тому, чтобы добросовестно выполнять его. Поэтому Монтессори всегда старалась связать мотивацию труда с природой ребенка, будучи убежденной в том, что труд является важнейшим элементом в воспитании нравственного начала в личности ребенка. В занятиях ручным трудом Монтессори видела также действенный способ развития моторики ребенка. Особое внимание она уделяла лепке из глины, из чего дети выделывали маленькие вазы, кирпичики, черепички. Одной из первых работ детей, например, была простая ваза из красной глины. Затем появились боле сложные работы – узкогорлые вазы, треножники, амфоры. Дети уже с пяти-шестилетнего возраста начинали работать на гончарном круге. Из кирпичиков, которые сами обжигали, они строили маленькие домики для цыплят. Таким образом, в использовании ручного труда Монтессори видела психолого-педагогическое обоснование, поскольку, во-первых, сам процесс изготовления предмета уже активизирует деятельность, во-вторых, в ребенке пробуждаются и развиваются технические и художественные задатки, и, в-третьих, в процессе общения с другими учениками, у ребенка формируются социальные склонности и способности.

Публикации по теме:

«Колобок». Сказка на новый лад по методу ТРИЗ«Колобок». Сказка на новый лад по методу ТРИЗ Вспомнила, как в фильме "Усатый нянь" главный герой придумал ремикс на известные сказки. Идея была настолько хороша, что, когда мои дети.

Дидактическая развивающая игра для концентрации внимания «Сестрёнки» для детей младшего возрастаДидактическая развивающая игра для концентрации внимания «Сестрёнки» для детей младшего возраста Уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться с вами своей собственной задумкой и предложить вам дидактическую игру на формирование развития.

Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста»Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» Цель: Учить детей овладевать техническими умениями: рисовать цветными карандашами. В формировании личности ребенка с ОВЗ, неоценимое значение.

Фотоотчет «День выбора в детском саду»Фотоотчет «День выбора в детском саду» Недавно в нашем детском саду прошел «День Выбора». Участвовали в нем дети старшей и подготовительной группы. Что же происходило? Дети получили.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РоджиоИспользование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу Роджио Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РОДЖИО. Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе.

Картотека считалок для выбора водящего в играхКартотека считалок для выбора водящего в играх В большинстве игр нужен водящий. Иногда каждый желает быть водящим, а бывает, что водить не хочет никто. Как же сделать выбор, чтобы не.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

НОД по нетрадиционному методу рисования во второй младшей группе «Я родился»НОД по нетрадиционному методу рисования во второй младшей группе «Я родился» Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования "тычком". Задачи. Образовательные: -формировать умение рисовать гуашью,используя.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Трафареты для свободного творчества детей своими рукамиТрафареты для свободного творчества детей своими руками На наших просторах МААМ уже много было публикаций с разными видами трафаретов. Мне тоже хочется поделиться изготовлением трафаретов, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Определение работы, концентрации, свободного выбора по Методу Монтессори
Опубликовано: 20 мая 2022 в 15:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Определение работы, концентрации, свободного выбора по Методу Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скрыпник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД