Ирина Крохмаль
Воспитание детей дошкольного возраста на обычаях и культурных традициях русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "ОБЫЧАИ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
Крохмаль И. В. ,
Воспитатель ГБДОУ д/с №109
Адмиралтейского района Санкт- Петербурга.
Аннотация. Статья посвящена примерам реализации Федеральной образовательной программы в рамках задач по патриотическому воспитанию дошкольников младшего дошкольного возраста через знакомство с народным культурным наследием нашей страны.
Темочки:
Ключевые слова: Патриотическое воспитание, культурные традиции, нравственные ценности.
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека»
Восточная мудрость
Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения всегда были в центре внимания. Эти задачи актуальны во все времена, и от того, как эти задачи будут решены, зависит будущее государства и российского общества.
Федеральная образовательная программа выделила основной приоритет ценностей, необходимых для воспитания современного человека и гражданина своей страны.
Формирование основ гражданской и культурной идентичности невозможно без погружения в историю развития культуры страны. Культурные традиции и нравственные ценности входят в жизнь ребенка с самого детства через народные потешки и сказки, где добро и справедливость побеждают. Открыть детям яркий мир культурной истории нашей страны – одна из задач дошкольного педагога, реализующего Федеральную образовательную программу. Во 2-й младшей группе дети с удовольствием знакомятся с волшебным миром русского народного устного и прикладного творчества.
Примеры занятий по знакомству детей 2-й младшей группы с русским народным творчеством в рамках пяти образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
Чтение. Знакомство с колыбельными, потешками: «Волчок-волчок, шерстяной бочок.», «Ночь пришла.», «Как у нашего кота.», «Кисонька -мурлысенька.» и т. д; сюжетно-ролевые игры с куклами, воспроизводящие действия, знакомые детям («уложим куклу спать», «искупаем куклу перед сном», «пожалеем мишку» и т. д); игры-драматизации: «Заинька, выходи», «Ходит Ваня»
Познавательное развитие
Рассматривание макетов и наглядных пособий («Русская изба», «Куклы с набором русских народных костюмов»); знакомство с убранством русской избы и русским народным костюмом
Речевое развитие
Чтение стихов, потешек, сказок и их пересказ; пальчиковые игры: «Ай качи, качи, качи.», «Божья коровка.», «Еду-еду к бабе, к деду.», «Сидит белка на тележке», «Сорока-сорока»; русские народные сказки : «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Снегурочка и лиса» (обработка М. Булатова, «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого, «Кот, петух и лиса» (обработка. М. Боголюбской, «Теремок» (в обработке А. Афанасьева)
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность на тему прочитанных потешек и сказок; продуктивная деятельность на тему знакомства с русским народным творчеством : Дымковская роспись, Филимоновская роспись, Полховская, Семеновская матрешки; рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачёва, современных художников иллюстраторов; прослушивание русских народных музыкальных композиций; постановка интерактивного музыкального спектакля с участием детей и родителей по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Физическое развитие
Русские народные игры : «Башмачник», «Жмурки», «Каравай», «Крута гора», «Птички»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Совместное посещение театра, просмотр спектакля «Теремок» (ежегодная традиция посещения спектакля, поставленного по мотивам сказки, которую ставит группа)
Приобщать детей к русскому народному творчеству необходимо также и через развивающую среду в виде постоянного «центра патриотического воспитания» – с обновлением материалов согласно календарному плану программы воспитания.
Создание макетов и наглядных пособий создаст реальность погружения в исторический культурный пласт любой эпохи нашей страны. Возможность рассмотреть со всех сторон, потрогать, услышать музыкальное сопровождение даёт ребенку пищу для фантазии, реализуемую через продуктивную деятельность, сюжетно-ролевые игры. Занятия, проведённые по таким макетам, помогут формировать у детей необходимые духовные ценности.
Занятия с макетами «Русская изба» и «Куклы с набором русских народных костюмов» в шести содержательных форматах воспитательной работы.
Содержательные форматы воспитательной работы
Читаем вместе
Чтение р. н. сказки «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого, «Теремок» (обработка А. Н. Афанасьева, беседы по содержанию сказок, рассматривание иллюстраций
Задачи: продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании иллюстраций; подводить детей к пересказыванию литературных произведений; обогащать опыт восприятия жанров фольклора; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Игра-драматизация с использованием макета, по мотивам сказки «Волк и козлята» с настольным деревянным театром,
Задачи: воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать интерес к совместным играм-драматизациям.
Чтение – В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», Астахова Н. В. «Ладушки»
Задачи: обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешка); развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи; формировать умение внятно, не спеша произносить потешку; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Смотрим вместе
Рассматривание макета, рассказ воспитателя об убранстве русской избы
Задачи: учить внимательно рассматривать макет и замечать мелкие детали; делать простейшие выводы, подвести к выводу, о том, как много интересного можно заметить, если быть внимательным; способствовать формированию диалогической речи, воспитывать уважение прошлому нашей страны. «Рассматривание кукол в русском национальном костюме»
Задачи: познакомить детей с русским национальным костюмом; развивать у детей эстетическое восприятие; воспитывать уважение прошлому нашей страны.
Рассуждаем вместе
Загадывание загадок о предметах быта – современных и тех, с которыми познакомились дети в процессе рассматривания макета
Задачи: закрепить знание названий современных и некоторых устаревших предметах быта; воспитывать уважение к культурному наследию нашей страны.
Прослушивание р. н. произведений колыбельная «Котенька–коток», «Заинька»
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; чувствовать характер музыки и выражать своё настроение в движении под музыку; приобщать детей к истокам русской культуры средствами народного музыкального фольклора.
Играем вместе
Знакомство с русскими народными настольными играми : «Бирюльки», «Волчок», «Жары»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, координацию; воспитывать самостоятельность; формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым; формировать уважение к русским народным традициям. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Танюши и Ванюши»
Задачи: поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с куклами; знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения; формировать уважение к народным обычаям и традициям.
Трудимся вместе
Рассказ воспитателя, как в старину дети помогали по дому, совместная деятельность с воспитателем по уборке группы
Задачи: воспитывать бережное отношение к вещам, как к результату труда других людей.
«Поможем кукле Тане убрать группу»
Задачи: формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда; развивать интерес к труду взрослых; воспитывать трудолюбие и самостоятельность
Мастерим вместе
Продуктивная деятельность на тему знакомства с русским народным творчеством : Дымковская роспись, Филимоновская роспись, Полховская, Семеновская матрешки
Задачи: формировать интерес к народному прикладному искусству; развивать желание самим создавать работы по мотивам русского народного творчества.
«Украсим платок для Танюши»
Задачи: формировать у детей интерес к рисованию; закреплять знание названий цветов; воспитывать аккуратность; развивать желание самим создавать работы по мотивам русского народного творчества.
Большое внимание уделяется процессу знакомства детей с книгой. Современное разнообразие издательских форматов позволяет предложить детям книгу не только как чтение, но и как увлекательную игру, сказочное путешествие, возможность придумать свою историю. Книга – один из важнейших инструментов формирования личности.
Будущее наших детей зависит от педагогов, родителей и общества, в котором они растут.
Привычки и ценности, которые закладываются в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Сегодняшние дети – завтра будут учить, лечить, защищать людей, управлять нашей страной, от них зависит будущее России.
Список литературы:
1. Альбедиль М. Ф. Русские ремёсла – СПб. : Качели, 2016 - 48 с. : ил.
2. Андриевская Ж. В. Русская изба : традиции и обычаи – Ростов н/Д : Феникс, 2022. – 107 с. : ил. – (Удивительная Русь).
3. Андриевская Ж. В. Чудеса народных промыслов России : всякая работа мастера хвалит – Изд. 2-е - Ростов н/ Д : Феникс, 2023 – 119 с. : ил. – (Удивительная Русь).
4. Астахова Н. В. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора – "Белый город", 2016 - 144 с.
5. Берестов В. Д. Матрешкины потешки – "Издательство Лабиринт Пресс", 2019 – 16 с.
6. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022 – 192 с.
7. Козырь А. Теремок – Издательство «Симбат», 2023 – 8 с.
8. Колпакова О. В. Как жили в Древней Руси – "Белый город", 2015 – 144 с.
9. Косарева В. Н. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград:Учитель, 2020 – 159 с.
10. Куприна А. С. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. ООО «Издательство Детство -пресс», 2015 – 304 с.
11. Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.
12. Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» [Электронный документ]. – Режим доступа URL : https://институтвоспитания. рф/programmy-vospitaniya/programmy-vospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/ – Загл. с экрана.
13. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023 – 224 с.