Получи документы

Воспитание детей дошкольного возраста на обычаях и культурных традициях русского народа

Ирина Крохмаль
Воспитание детей дошкольного возраста на обычаях и культурных традициях русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Статья "ОБЫЧАИ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"

Крохмаль И. В. ,

Воспитатель ГБДОУ д/с №109

Адмиралтейского района Санкт- Петербурга.

Аннотация. Статья посвящена примерам реализации Федеральной образовательной программы в рамках задач по патриотическому воспитанию дошкольников младшего дошкольного возраста через знакомство с народным культурным наследием нашей страны.

Темочки:

Ключевые слова: Патриотическое воспитание, культурные традиции, нравственные ценности.

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека»

Восточная мудрость

Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения всегда были в центре внимания. Эти задачи актуальны во все времена, и от того, как эти задачи будут решены, зависит будущее государства и российского общества.

Федеральная образовательная программа выделила основной приоритет ценностей, необходимых для воспитания современного человека и гражданина своей страны.

Формирование основ гражданской и культурной идентичности невозможно без погружения в историю развития культуры страны. Культурные традиции и нравственные ценности входят в жизнь ребенка с самого детства через народные потешки и сказки, где добро и справедливость побеждают. Открыть детям яркий мир культурной истории нашей страны – одна из задач дошкольного педагога, реализующего Федеральную образовательную программу. Во 2-й младшей группе дети с удовольствием знакомятся с волшебным миром русского народного устного и прикладного творчества.

Примеры занятий по знакомству детей 2-й младшей группы с русским народным творчеством в рамках пяти образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие

Чтение. Знакомство с колыбельными, потешками: «Волчок-волчок, шерстяной бочок.», «Ночь пришла.», «Как у нашего кота.», «Кисонька -мурлысенька.» и т. д; сюжетно-ролевые игры с куклами, воспроизводящие действия, знакомые детям («уложим куклу спать», «искупаем куклу перед сном», «пожалеем мишку» и т. д); игры-драматизации: «Заинька, выходи», «Ходит Ваня»

Познавательное развитие

Рассматривание макетов и наглядных пособий («Русская изба», «Куклы с набором русских народных костюмов»); знакомство с убранством русской избы и русским народным костюмом

Речевое развитие

Чтение стихов, потешек, сказок и их пересказ; пальчиковые игры: «Ай качи, качи, качи.», «Божья коровка.», «Еду-еду к бабе, к деду.», «Сидит белка на тележке», «Сорока-сорока»; русские народные сказки : «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Снегурочка и лиса» (обработка М. Булатова, «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого, «Кот, петух и лиса» (обработка. М. Боголюбской, «Теремок» (в обработке А. Афанасьева)

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность на тему прочитанных потешек и сказок; продуктивная деятельность на тему знакомства с русским народным творчеством : Дымковская роспись, Филимоновская роспись, Полховская, Семеновская матрешки; рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачёва, современных художников иллюстраторов; прослушивание русских народных музыкальных композиций; постановка интерактивного музыкального спектакля с участием детей и родителей по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Физическое развитие

Русские народные игры : «Башмачник», «Жмурки», «Каравай», «Крута гора», «Птички»

Взаимодействие с семьями воспитанников

Совместное посещение театра, просмотр спектакля «Теремок» (ежегодная традиция посещения спектакля, поставленного по мотивам сказки, которую ставит группа)

Приобщать детей к русскому народному творчеству необходимо также и через развивающую среду в виде постоянного «центра патриотического воспитания» – с обновлением материалов согласно календарному плану программы воспитания.

Создание макетов и наглядных пособий создаст реальность погружения в исторический культурный пласт любой эпохи нашей страны. Возможность рассмотреть со всех сторон, потрогать, услышать музыкальное сопровождение даёт ребенку пищу для фантазии, реализуемую через продуктивную деятельность, сюжетно-ролевые игры. Занятия, проведённые по таким макетам, помогут формировать у детей необходимые духовные ценности.

Занятия с макетами «Русская изба» и «Куклы с набором русских народных костюмов» в шести содержательных форматах воспитательной работы.

Содержательные форматы воспитательной работы

Читаем вместе

Чтение р. н. сказки «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого, «Теремок» (обработка А. Н. Афанасьева, беседы по содержанию сказок, рассматривание иллюстраций

Задачи: продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании иллюстраций; подводить детей к пересказыванию литературных произведений; обогащать опыт восприятия жанров фольклора; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Игра-драматизация с использованием макета, по мотивам сказки «Волк и козлята» с настольным деревянным театром,

Задачи: воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать интерес к совместным играм-драматизациям.

Чтение – В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», Астахова Н. В. «Ладушки»

Задачи: обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешка); развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи; формировать умение внятно, не спеша произносить потешку; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Смотрим вместе

Рассматривание макета, рассказ воспитателя об убранстве русской избы

Задачи: учить внимательно рассматривать макет и замечать мелкие детали; делать простейшие выводы, подвести к выводу, о том, как много интересного можно заметить, если быть внимательным; способствовать формированию диалогической речи, воспитывать уважение прошлому нашей страны. «Рассматривание кукол в русском национальном костюме»

Задачи: познакомить детей с русским национальным костюмом; развивать у детей эстетическое восприятие; воспитывать уважение прошлому нашей страны.

Рассуждаем вместе

Загадывание загадок о предметах быта – современных и тех, с которыми познакомились дети в процессе рассматривания макета

Задачи: закрепить знание названий современных и некоторых устаревших предметах быта; воспитывать уважение к культурному наследию нашей страны.

Прослушивание р. н. произведений колыбельная «Котенька–коток», «Заинька»

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; чувствовать характер музыки и выражать своё настроение в движении под музыку; приобщать детей к истокам русской культуры средствами народного музыкального фольклора.

Играем вместе

Знакомство с русскими народными настольными играми : «Бирюльки», «Волчок», «Жары»

Задачи: развивать ориентировку в пространстве, координацию; воспитывать самостоятельность; формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым; формировать уважение к русским народным традициям. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Танюши и Ванюши»

Задачи: поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с куклами; знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения; формировать уважение к народным обычаям и традициям.

Трудимся вместе

Рассказ воспитателя, как в старину дети помогали по дому, совместная деятельность с воспитателем по уборке группы

Задачи: воспитывать бережное отношение к вещам, как к результату труда других людей.

«Поможем кукле Тане убрать группу»

Задачи: формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда; развивать интерес к труду взрослых; воспитывать трудолюбие и самостоятельность

Мастерим вместе

Продуктивная деятельность на тему знакомства с русским народным творчеством : Дымковская роспись, Филимоновская роспись, Полховская, Семеновская матрешки

Задачи: формировать интерес к народному прикладному искусству; развивать желание самим создавать работы по мотивам русского народного творчества.

«Украсим платок для Танюши»

Задачи: формировать у детей интерес к рисованию; закреплять знание названий цветов; воспитывать аккуратность; развивать желание самим создавать работы по мотивам русского народного творчества.

Большое внимание уделяется процессу знакомства детей с книгой. Современное разнообразие издательских форматов позволяет предложить детям книгу не только как чтение, но и как увлекательную игру, сказочное путешествие, возможность придумать свою историю. Книга – один из важнейших инструментов формирования личности.

Будущее наших детей зависит от педагогов, родителей и общества, в котором они растут.

Привычки и ценности, которые закладываются в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Сегодняшние дети – завтра будут учить, лечить, защищать людей, управлять нашей страной, от них зависит будущее России.

Список литературы:

1. Альбедиль М. Ф. Русские ремёсла – СПб. : Качели, 2016 - 48 с. : ил.

2. Андриевская Ж. В. Русская изба : традиции и обычаи – Ростов н/Д : Феникс, 2022. – 107 с. : ил. – (Удивительная Русь).

3. Андриевская Ж. В. Чудеса народных промыслов России : всякая работа мастера хвалит – Изд. 2-е - Ростов н/ Д : Феникс, 2023 – 119 с. : ил. – (Удивительная Русь).

4. Астахова Н. В. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора – "Белый город", 2016 - 144 с.

5. Берестов В. Д. Матрешкины потешки – "Издательство Лабиринт Пресс", 2019 – 16 с.

6. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022 – 192 с.

7. Козырь А. Теремок – Издательство «Симбат», 2023 – 8 с.

8. Колпакова О. В. Как жили в Древней Руси – "Белый город", 2015 – 144 с.

9. Косарева В. Н. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград:Учитель, 2020 – 159 с.

10. Куприна А. С. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. ООО «Издательство Детство -пресс», 2015 – 304 с.

11. Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.

12. Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» [Электронный документ]. – Режим доступа URL : https://институтвоспитания. рф/programmy-vospitaniya/programmy-vospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/ – Загл. с экрана.

13. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023 – 224 с.

Публикации по теме:

Назад в прошлое или современным детям о традициях русского бытаНазад в прошлое или современным детям о традициях русского быта Национальные традиции – это неугасающая душа народа. Народы России сохраняют в памяти подвиги предков, а их традиции являются ключом к сохранению.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста на обычаях и культурных традициях русского народа
Опубликовано: 4 июня 2024 в 22:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на обычаях и культурных традициях русского народа» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Крохмаль (УИ 2463265) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД