МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Обучение «детей дождя» навыкам самообслуживания»

Лариса Гаген
Консультация для воспитателей «Обучение «детей дождя» навыкам самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети дождя» - словно пришельцы с другой планеты: у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. Несмотря на то, что с каждым годом количество детей с диагнозом «аутизм» неумолимо растет, они по-прежнему остаются загадкой для педагогики.

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков — одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с аутизмом. В то же время, несформированность этих навыков достаточно редко осознается близкими ребенка, как проблема. Когда родители обращаются за помощью, среди жалоб иногда фигурирует лишь отсутствие навыков опрятности. Родители ребенка с аутизмом, как правило, привыкают к оказанию постоянной помощи своему ребенку. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение „детей дождя“ навыкам самообслуживания“» размещена в разделах

В первую очередь мы формируем у детей навыки самообслуживания, а именно:

Самостоятельно ест ложкой обычную пищу.

Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

Сует руки в воду и, подражая взрослым, водит по лицу мокрыми руками.

Сидит на горшке или детском стульчике 5 минут.

Стягивает носки.

Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины брюк.

Надевает шапку и снимает ее.

Снимает обувь, если она расстегнута (расшнурована).

Снимает расстегнутую куртку.

Снимает расстегнутые штаны, юбку.

Застегивает и расстегивает застежку-молнию.

Просится на горшок, используя слова, жесты.

Чему бы мы ни учили ребенка, начинаем всегда с совместных действий, повторяем эти действия большое количество раз. После многократных повторений пробуем совместно-раздельное действие: начинаем вместе, а заканчивает ребенок сам.

Большинство детей с аутизмом без специального обучения не овладевают навыком самостоятельно одеваться и раздеваться. В связи с этим требованием, физическая помощь является почти полной: руками ребенка быстро снимаем пижамные штаны, кладем их на кровать, берем трусы со спинки стула, надеваем их, берем шорты и т. д. Советуем родителям давать детям одежду, которая бы легко надевалась (без пуговиц, кнопок и молний, была удобной и комфортной для ребенка. В дальнейшем наличие пуговиц будет необходимо, чтобы учить ребенка их застегивать, но в начале, самое главное — избегать промедлений. Последовательно проводя обучение во время всех переодеваний, ребенок достаточно быстро учится оставаться на одном месте и, если не сразу быть самостоятельным, то, по крайней мере, участвовать в одевании.

Обучение навыкам личной гигиены — мыть руки, умываться, вытирать руки и лицо, и т. д. — требует четкого систематизированного подхода. Прежде всего, располагаем все предметы, которые могут понадобиться ребенку так, чтобы ему было удобно пользоваться ими самостоятельно. Заранее продумываем, сможет ли он сам открыть кран, достать мыло, снять с крючка полотенце и т. п. Затем составляем перечень шагов, из которых состоит навык, которому мы планируем обучать ребенка.

Жалобы на то, что ребенок не просится в туалет, приходится слышать от многих родителей аутичных детей. Проблемы усугубляются по мере того, как ребенок становится старше, а навыки опрятности так и не удается сформировать. Предпосылкой для начала обучения навыкам опрятности является предварительный отказ от использования памперсов. Некоторое нарушение чувствительности к своим телесным ощущениям, характерное для большинства аутичных детей, усугубляется из-за их применения. В норме одним из естественных мотивирующих факторов для того, чтобы ребенок стал проситься в туалет, является чувство дискомфорта из-за того, что одежда или белье становятся мокрыми и грязными. Желательно, чтобы он сам снимал мокрое белье и относил его в шкафчик. горшок или унитаз).

Неговорящих детей учим брать взрослого за руку и вести к туалету. Первое самостоятельное использование туалета подкрепляем каким-либо существенным для ребенка образом. Если ребенок сам попросился в туалет, его также поощряем за это, чтобы закрепить это поведение.

Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его социализации.

Список литературы

1. Ихсанова С. В. Система диагностико - коррекционной работы с аутичными дошкольниками – СПб ООО «Детство-Пресс», 2011. – 208с.

2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: учеб. пособие. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2007. – 176с.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. ,2007. - 148с.

Публикации по теме:

Презентация «ранний детский аутизм» Презентация по теме "ранний детский аутизм". Предназначена специалистам, воспитателям, родителям. Была представлена на конкурсе "Воспитатель.

Пришельцы из космосаПришельцы из космоса Здравствуйте, коллеги! Уважаемые МАААМовцы!Продолжая фантастическую, полную тайн, тему космоса, хочу предложить вашему вниманию очаровательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение «детей дождя» навыкам самообслуживания»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 05:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Обучение «детей дождя» навыкам самообслуживания»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гаген в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД