Светлана Борищук
Нравственное воспитание детей в системе начального общего образования
Секция Профессионализм педагога дошкольного и начального общего образования : новые возможности развития
Борищук Светлана Николаевна,
специалист второй категории,
учитель младших классов
МОУ «Шахтёрская СШ №2»
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Нравственное воспитание детей в системе начального общего образования» размещена в разделах
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме формирования духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Раскрыты формы и методы работы, направленные на воспитание моральных качеств личности.
Ключевые слова: моральные качества, дети младшего школьного возраста, коллектив, толерантность.
В современных условиях развития общества перед педагогами возникает задача воспитания настоящего гражданина и патриота родного края. Потому учреждения образования в первую очередь должны уделять внимание формированию и развитию таких нравственных качеств обучающихся, которые бы стали духовной основой их жизни и могли быть переданы последующим поколениям.
Цель статьи – познакомить с результатами работы по проблеме формирования духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Воспитательный компонент деятельности общеобразовательных организаций сегодня является неотъемлемой частью социокультурного пространства нашего государства. Это составляющая педагогического процесса, направленного на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. [4, c. 3]
Воспитание личности – очень долгий и сложный процесс, начинающийся с раннего детства. Целью воспитания, как отмечает академик И. Д. Бех, должно быть формирование гармонично и всесторонне развитой личности, готовой к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной воспринимать и приумножать его ценности.
Ребенок растет, накапливает жизненный опыт, пытается понять себя и мир вокруг. С помощью воспитания у ребенка формируются моральные привычки, которые в процессе жизни, при условии правильного воспитания, становятся его личностными характеристиками.
По мнению И. Д. Беха, воспитание определяется как преобразующая деятельность педагогов-воспитателей, направленная на изменение сознания, психологии, ценностных ориентаций, знания и способов деятельности личности, которые способствуют ее качественному росту и совершенствованию. [1, c. 47]
Формирование личности и ее воспитание происходит в процессе разнообразных видов деятельности. Это учебно-познавательная, спортивная, игровая, трудовая, общественно полезная деятельность, каждая из которых имеет свое воспитательное влияние на личность. В педагогике и психологии деятельность рассматривается как важное средство формирования позитивных взаимоотношений, характеризующихся взаимопомощью, взаимопониманием, взаимоуважением.
Наша деятельность направлена на воспитание таких качеств личности как трудолюбие, толерантность, отзывчивость, ответственность, дружба, формирование гармонии в коллективе.
Если коллектив ценит личность, то и эта личность ценит коллектив как арену для своего самоутверждения, и стремится развить свои качества, знания не только ради своих индивидуальных целей, а и для других, формируя тем самым общественную направленность.
Как отмечал А. С. Макаренко, формирование ответственности происходит только в коллективе и через коллектив на основе четкой фиксации обязанностей, коллегиальности, привлечения каждого к общей деятельности. Воспитание чувства ответственности перед коллективом и вне коллектива возможно, если ребенок ощущает собственную ответственность перед собой, что требует от него осознания своего участия в общем коллективном деле и понимание того, что от него, возможно, зависит конечный результат.
Ребенка нельзя заставить поступать ответственно, если он не определил личного отношения к совершаемому действию. [3, c. 28]
Из этого следует, что для формирования чувства ответственности необходимо вооружить воспитанников соответствующими знаниями, так построить процесс совместной деятельности, чтобы они увидели зависимость друг от друга и сами стремились к правильным взаимоотношениям друг с другом. Правильно организованная совместная деятельность, её эмоциональность, общественно полезный характер, необходимость систематически и последовательно преодолевать трудности при достижении цели способствует успешному решению воспитательных задач. Важную роль в воспитании личности играет педагог, одна из задач которого – создание дружного, единого коллектива, в котором ребенок всегда почувствует заботу, поддержку, научится понимать и чувствовать радость от совместной деятельности.
Согласно В. А. Сухомлинскому, коллектив рождается постепенно. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение. Он строится на общности: идейной, интеллектуальной, эмоциональной, организационной. [5, c. 601]
Попадая в детский коллектив, младший школьник сталкивается с разными взглядами, традициями, налаживает общение с представителями разных микросоциумов, формирует коммуникативные качества и учится решать конфликтные ситуации. Учитель стремится сформировать коллектив, где царит доверие, уважение, безопасность, есть возможности для личного роста. Поэтому так важно научить детей разносторонне рассматривать, осознавать и оценивать ситуации и активно включаться в процесс деятельности. Этому способствует воспитание толерантности – уважения прав и свобод других людей независимо от их национальной, социальной принадлежности, взглядов, мировосприятия, способов мышления и поведения. Но при этом важно уметь отстаивать свои права и свободы и не нарушать права других людей, цивилизованно взаимодействовать и сохранять дружеские отношения в коллективе.
Для многих детей именно учитель является примером для подражания. Подражание – прямая дорога к подсознанию, в котором заложены врожденные потребности личности. Это означает, что если ребенок в своем окружении будет видеть высокоморальные взгляды и поступки, то, вооружившись знаниями, умениями, путем подражания, игры, любопытства, а потом образования, он может скорректировать свои врожденные потребности. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [2, c. 458]
Вводя ребенка в мир природы, учитель может открыть и усилить в каждом ребенке такие качества как правда, доброта, терпение, милосердие, забота, любовь, отзывчивость, мужество. Главная заповедь учителя – любить детей. Главная задача учителя – научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавая мир, в который он пришел.
В нашем учебном заведении воспитательная работа проводится систематически и последовательно, с учетом требований общества и времени. Воспитательная работа проводится на основе демократизма, использования воспитательного потенциала ученического самоуправления и направлена на обеспечение целостного гармоничного развития личности, способной к самостоятельному мышлению, общественному выбору и деятельности в самостоятельной жизни. Основными направлениями воспитания являются формирование толерантного поведения обучающихся в социальной среде, действенного уважения и любви к своей семье, нации, государству, соблюдение демократических ценностей, здорового образа жизни, бережливое отношение к природе. Коллективные формы работы способствуют сплочению учащихся, воспитанию у них чувства единства и дружбы, помогают организовать детский коллектив.
Сегодня недостаточно просто провести классный час. Для того чтобы мероприятия достигли своей цели, они должны быть хорошо сдобрены мотивацией, современными технологиями и соответствовать современным реалиям. Неотъемлемой частью воспитательного процесса является мотивационная деятельность, обеспечивающая активность личности. Потому учитель всегда идет в ногу со временем, изучая интересы своих учеников, их сильные и слабые стороны, ищет пути их развития и совершенствования.
С целью системного осуществления воспитания классный руководитель составляет план воспитательной работы, где отражены три макросферы «Я – патриот и гражданин», «Здоровым быть – здорово!» и «Труд, творчество и интеллект». Согласно ним планируются мероприятия по реализации каждой макросферы, групповые и массовые воспитательные мероприятия, а также индивидуальная работа с учащимися. Все макросферы и направления воспитания, развития и социализации в равной степени важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В рамках реализации макросферы «Я – патриот и гражданин» нами были проведены следующие мероприятия: акции «Они не услышат школьный звонок» ко Дню Знаний, «Запускаем белых голубей» к Международному дню мира, «Помоги ближнему» к Международному дню пожилых людей и дню инвалидов, «Мы все равны» к Международному дню толерантности; беседы «Растем вместе с Республикой», «Знай свои права», «Колокола Чернобыля», «Конституция Донецкой Народной Республики» и другие. Ребята рисовали плакаты, готовили сообщения, декламировали стихотворения и проведывали подшефных ветеранов и инвалидов. Эти мероприятия помогли учащимся в пределах и вне школы учиться толерантности, милосердию, коллективно выполнять дела и поручения, формировать активную жизненную позицию.
Для осуществления мероприятий по макросфере «Здоровым быть – здорово!» учащиеся приняли участие в Неделе Всемирной акции «Очистим планету от мусора», учились принципам переработки отходов и убирали пришкольную территорию. Также с удовольствием участвовали в Олимпийской неделе и соревновались в ловкости, силе и выносливости с другими классами. Результативными оказались акции «Елочка – живи!», «Кормушки для птиц», «Защити себя от гриппа», поход ко Дню Здоровья, конкурс рисунков «Безопасная дорога моего детства», ярмарка «Дары Осени», беседы «Полезные привычки», «Береги здоровье смолоду». Такие мероприятия не только вооружают младших школьников нравственными знаниями и информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. [2, c. 259]
Также с большой активностью учащиеся работают в рамках реализации макросферы «Труд, творчество и интеллект». Работа проводится чаще всего в игровой форме, а это для детей наиболее понятная и близкая форма деятельности. Наши мероприятия: беседы «Мои увлечения», «Наука и мир», «История кино», конкурсы рисунков к различным памятным датам, участие к конкурсах песен и танцев «День английского языка», «Международный день музыки», «Танцы народов мира», подготовка выступлений ко Дню учителя, Дню святого Николая, Новому году, Международному Женскому дню, Дню Победы и Дню Республики, к праздникам Первого и Последнего звонка. Ребята с большим удовольствием рисуют и мастерят, поют и танцуют, декламируют и придумывают. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, такими важными остаются внеклассные и внешкольные мероприятия, которые позволяют объединить детский коллектив, использовать свои знания и умения на практике, продемонстрировать свои успехи родителям и школьному сообществу. Это позволяет увидеть личностный рост, взросление учащихся, расширение их кругозора, повысить самооценку, формировать взаимоуважение и поддержку. [2, c. 460]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что целенаправленная социально-педагогическая деятельность и реализация такого направления работы как нравственное воспитание способствует формированию важных общечеловеческих качеств личности у младших школьников и активной жизненной позиции, включающей в себя способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться к условиям современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры и знаниями об историческом прошлом, умением вести здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. Бех И. Д. Воспитание личности : учебно-методическое пособие в 2 кн. – К. : Лыбедь, 2003. –245 с.
2. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. – 2014. - №9. – С. 458-460. – URL https://moluch.ru/archive/68/1654/ (дата обращения : 19.10.2019).
3. Педагогічна осві та: стан розвитку, проблеми, перспективи// Матеріали регіональної науково-практичної конференції. – Стаханов, 2012. – 194 с.
4. Приоритетные направления воспитательной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в 2019-2020 уч. году. Суркова Н. А. и др. // Приложение I к письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики о 13.08.2019 №2355/18.1-30. – 38 с.
5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – К. : Радянська школа, 1979, т. 2.