Нафиса Садриева
Взаимодействие детей дошкольного возраста в системе игр
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольников со сверстниками по средствам игровой деятельности
Основной задачей современного дошкольного образования является воспитание взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками, а также способности к продуктивным межличностным отношениям. В процессе жизни в коллективе происходит взаимовлияние детей друг на друга, в ходе которого формируются их самооценка. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина отношений детей. Дети дошкольного возраста ссорятся, мирятся, помогают друг другу, поэтому все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Публикация «Взаимодействие детей дошкольного возраста в системе игр» размещена в разделах
Взаимодействие со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от взаимодействия с взрослыми. Основная черта взаимодействия детей дошкольного возраста в огромном разнообразии коммуникативных умений и чрезвычайно широком их диапазоне. Во взаимодействии со сверстниками можно заметить множество действий и обращений, которые в большинстве своем не встречаются во взаимодействии со взрослыми. Но взрослым необходимо понимать, что дети раннего дошкольного возраста еще не способны к полноценному взаимодействию друг с другом. Детям бывает сложно понять игровой замысел партнера. Но постепенно на протяжении дошкольного детства характер общения детей и способность взаимодействовать со сверстниками постепенно меняется. Именно в младшем дошкольном возрасте становиться первым этапом в обучении дошкольников согласованно действовать в паре. Педагогу необходимо ставить перед собой задачу – научить дошкольников договариваться между собой. Также дети становятся пристрастными в отношении поведения и успешности друг друга.
Рассматривая процесс развития дошкольников в условиях его взаимодействия со сверстниками хотелось бы отметить один важный аспект: многие отечественные психологи, такие как Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, заостряют внимание на таких явлениях,как избирательность детских контактов, а также степень их устойчивости. Известно, что в первые годы жизни ребенка различные формы взаимодействия детей со сверстниками выступают в качестве значимых форм развития их личности. Во второй половине дошкольного детства общество сверстников преобладает особое значение в развитии эмоционально-волевых черт, самооценки и самосознания ребенка. Хотелось бы отметить, что именно к шести годам у дошкольников возникает бескорыстное и непосредственное желание помочь сверстнику. Развитие у дошкольников взаимодействия тесно связано с развитием самосознания детей, а также соотношение предметного и личностного начал меняется на протяжении всего дошкольного девства.
Д. Б. Эльконин высказал предположение, что развитие самосознания детей дошкольного возраста можно рассматривать как внутренние взаимоотношения «Я» и «Не Я». Взаимодействие со сверстниками выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Во взаимодействии со сверстниками у детей дошкольного возраста проявляется чувство товарищества, умения взаимной поддержки, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместного взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх.
Начиная с старшего дошкольного возраста, дети становятся друг для друга более предпочитаемыми и привлекательными во взаимодействии, чем взрослые. В этом возрасте для детей дошкольного возраста важнее всего его собственные действия, а инициатива сверстника отходит на второй план и в большинстве своем не поддерживается им. Такая несогласованность дошкольников часто порождает конфликты между ними. В старшем дошкольном возрасте сотрудничество с детьми носит практический характер, который опять же больше проявляется в форме совместной игровой деятельности дошкольников. Но теперь уже сильно изменяется и сама игра. На смену представлениям с сюжетом и ролями приходят все более условные схемы. Такие игры помогают детям старшего дошкольного возраста осознать свои обязанности, которые выступают в виде всеобщих правил, которые дети имеют перед другими детьми. Игры в которых необходимо соблюдать основные правила, приобретают целенаправленность,создают жесткую необходимость договариваться между собой, выявляют способность дошкольников к деловому сотрудничеству в данной игровой ситуации. Именно в таких играх зарождаются взаимодействия друг с другом, а также складывается устойчивый образ товарищества.
Так говорилось ранее, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. В играх существует общность требований, совместное планирование, а также согласованность действий. Именно в эти моменты осознаются и дифференцируются дошкольниками реальные, игровые отношения. Ведь в процессе игры дошкольники переходят от элементарных и простых сюжетов к самостоятельно придуманных, более сложных охватывающих практически все сферы действительности. В этот период дети дошкольного возраста учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.
Взаимодействие детей дошкольного возраста с системе игр представляет собой правило содержательную систему которые сдержат действенные, коммуникативные и эмоциональные связи основанные на межличностных и игровых отношениях детей, которые в свою очередь также направлены на совместное решение игровой задачи. При помощи педагогически условий обеспечивается формирование игрового взаимодействия со сверстниками. К основным педагогическим условиям можно отнести: гибкую позицию педагога в игровом сопровождении детей дошкольного возраста; позиция педагога должна быть направлена на трансляцию способов эффективного взаимодействия и стимулирования детского творчества в совместном решении игровых задач; вариативным подбором игр, которые должны отвечать игровым интересам детей дошкольного возраста, а обеспечивает постепенное вовлечение дошкольников в усложняющиеся модели взаимодействия.
Таким образом, развитие детской совместной деятельности является процессом сложным. Игра во взаимодействии детей занимает важное место в жизни дошкольного девства. С самого начала она возникает как совместная деятельность, в которой совпадают и цели и мотивы и для дошкольников очень интересен сам процесс игры. Однако наблюдения показывают,что именно в игровой деятельности ребенок может вести себя вольно, то есть между детьми достаточно быстро может возникнуть игра и также быстро она может распасться. Поэтому очень важно правильно подобрать необходимые занятия по обучению дошкольников взаимодействию со сверстниками в игре.
Используемая литература
1. Белкина, В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками : психологический и педагогические аспекты / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2010
2. Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. – Ярославль: Канцлер, 2011
3. Осипенко, Г. Г. «Игра как средство взаимодействие дошкольников со сверстниками», 2011
4. Рыбак, Е. В. ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е. В. Рыбак. Изд. 2 (попол и перераб) – Архангельск, изд-во «Народная реклама», 2012. – 50с.