Екатерина Назарчук
Настольный театр картинок
▼ Скачать + Заказать документы
"Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой".
В. А. Сухомлинский
Мои дети очень любят смотреть картинки в книгах, но когда я им показываю картинки двигающимися и действующими, дети получают ещё большее удовольствие. Картинки – персонажи, соответствующие выбранному сюжету, расставляются на столе, затем взрослый, читая детям сказку или рассказ, передвигает их в нужных направлениях. Такое представление сюжета по произведению помогает более яркому восприятию литературного произведения, развивает пространственное и образное восприятие детей. Картинки на картоне можно показывать дошкольникам всех возрастов. Младшие дети с удовольствием смотрят сказки про упрямых козликов, которые бодаются на мосту и падают в воду, про ёжика и про узелок, который оказался на шапке грибка, народные сказки «Колобок» и «Теремок». Детям старшего возраста можно показать такие сценки: «Ёж и медведь», «Гуси - лебеди», «Рукавичка».
Публикация «Настольный театр картинок» размещена в разделах
- Настольный театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для создания «Театра картинок» воспитателю нужно приобрести некоторые навыки. Выбрав один из текстов, воспитатель должен подготовить картинки, необходимые для показа. Картинки – декорации и картинки – персонажи, которые не поворачиваются к зрителям обеими сторонами, называются односторонними и рассматриваются только с одной стороны, например дерево, изба, теремок, козлики и т. д. Картинки, которые поворачиваются к зрителям то одной, то другой стороной, называют двусторонними и раскрашиваются с обеих сторон. Чтобы картинки устойчиво стояли на «сцене» и для удобства их передвижения с места на место, к ним делают подставки. Картинку ведут по столу плавно, без рывков и без ненужных замедлений; доводя до противоположенной стороны стола, так же возвращают картинку назад. Дальше следует взять по картинке в каждую руку, вывести их на сцену одновременно, с противоположных сторон, навстречу друг другу и оставить в центре. Пусть они «поговорят» между собой – «говорящая» картинка должна немного наклониться вперед или слегка покачаться в стороны. Одновременно воспитатель проводит работу над текстом, обдумывает характер персонажей, их взаимоотношение, манеру говорить каждого из них. Намечая мизансцены, т. е. откуда картинки будут выходить, где останавливаться и куда уходить. Движение картинок должно совпадать с текстом. Спектакли могут показывать один или два человека. Вначале, как правило, управление картинками отвлекает от текста, мешая синхронности и слаженности действий и речи. Но постепенно эти трудности преодолеваются, формируется достаточный навык показа театра картинок.
Сценки с картинками на картоне можно показывать одновременно двум группам. Во время показа надо следить за реакцией детей, текст читать не торопясь, чтобы дать им возможность рассмотреть картинки и поделиться впечатлениями. Для показа театра настольных картинок воспитатель может выбрать литературное произведение самостоятельно. При этом нужно учитывать специфику театра картинок. На картоне картинки статичны и неизменно остаются в тех же позах, например, если человек или животное изображены в сидячем положении, они не могут встать или лечь. Картинка на картоне плоская, не имеет объёма и не может повернуться в фас, если нарисована в профиль. Тем не менее, картинки могут передвигаться по сцене с разной скоростью в любом направлении. Поэтому нужно брать такие литературные произведения, в которых персонажи много двигаются. Не нужно перегружать картинки «правдоподобными» деталями. Дети быстро привыкают к условности и своеобразию показа и не обращают внимания на то, что картинки переходя с места на место, не переставляя ног, наклоняются всем туловищем и пр.
Для расширения возможностей картонного театра можно изготовить несколько картинок одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Например, девочка выходит из дома с санками. Она идёт к горке, на которой стоит ёлка, заходит за неё – и уже за ёлкой заменяется другой картинкой – девочкой сидящей на санках. Она съезжает с горки, появляется девочка на лыжах; девочка с лопатой; девочка катящая снежный ком. Как видим, подменять картинку удобнее в том случае, если она заходит за какую - то другую картинку намного больше прежней.
Можно сделать картонный театр с порталом, открывающимся занавесом, кулисами, освещением. Для такого театра можно сделать объёмное или полуобъё мное оформление: накладные наличники на окнах дома, листья слегка приклеены к веткам деревьев, цветы не расписанные, а сделанные из ткани. Значительно выигрывают и персонажи, если их костюмы сделать из ткани или бумаги. Но не нужно перегружать их лишними деталями. Всё должно быть просто и красочно. Дерзайте, коллеги!