Бадаева Ирина
Наблюдения на прогулке как основное средство познания природы
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из структурных компонентов прогулки является наблюдение. Наблюдение-это основное средство познания природы. Природа способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, развитию тактильных ощущений, логическому мышлению, речи детей; трудовому, физическому воспитанию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Осмысленное восприятие предметов у детей зарождается рано. Недостаток знаний и опыта ребенка не позволяет ему видеть существенные стороны предметов. Задача взрослого (воспитателя) поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении,если что-то упустили – привлечь внимание. Наблюдение предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке много отвлекающего внимание детей, поэтому наблюдения должны быть кратковременными (3-10 минут) ,яркими, интересными, всегда новыми (младшая группа).
Наряду с кратковременным наблюдением проводим циклические наблюдения на одну тему с конкретным объектом природы. Это обеспечивает постепенное усвоение знаний, закрепление уже имеющихся.
Большие возможности для наблюдения представляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев, кустарников, травянистых растений позволяет в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от сезонных изменений. Аналогичным образом предметом наблюдений за животными являются внешние их особенности (строение, поведение, среда обитания, приспособленность к среде обитания, характерное взаимодействие человека с животными).
Цель наблюдения может быть достигнута, если дети увидят особенности строения растений, поведение животных, их взаимосвязи со средой. При проведении наблюдения учитываем моменты :
- комплексное проведение цикла, одно наблюдение должно следовать за другим без больших перерывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения наслаивается на предыдущее, уточняет и дополняет общую систему знаний об объекте.
- дети должны получать информацию рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Вопросы, короткие пояснения направляют внимание детей на рассматривание предмета.
- наблюдениями охвачены все дети, что позволяет приобщить к наблюдениям и накопить у них определенный объем знаний, которые затем будут использованы на занятиях.
- учет биологических особенностей живых объектов (питается, двигается, дышит).Организация таких наблюдений предполагает включение опытнической деятельности (дышит растение- опыт, линька животных).
- использование двигательной активности детей (понять смысл строения ноги птицы / |/ ).
Фиксация наблюдений.
Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов:
Ментальные-словесные:
- ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.
- для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание).
- сравнение объекта с уже известным (средняя группа – акцент на отличительные признаки; старшая группа – акцент на сходство).
- включение материалов наблюдений в дидактические игры(«опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).
- прием- напоминание.
- прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов (птицы осенью улетают, а весной прилетают).
Использование готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).
- картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями (способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).
Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида, сколько птиц прилетело на кормушку и т. д.).
Рисунки- прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов ( Например: замочили семена гороха. Задание: нарисовать как они будут выглядеть через неделю).
Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:
- рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное
- составить рассказ
- сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»
- находить сходства и различия между объектами
- играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»
- решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т. д.)
Фото из книг и журналов- также можно использовать и решать логические и экологические задачи.
Изобразительные способы:
Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т. к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.
Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.
Использование условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).
Обведение объектов используется, когда необходимо сохранить точные размеры или взаимное расположение частей (распускающиеся листочки, разветвление корней).
Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта (трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).
Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения