Вера Александровна Сидякина
Статья «Наблюдения как познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения как научный метод познания
Организация и содержание наблюдения как метода познания, используемого в дошкольной практике, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Роль и значение наблюдения в различные периоды времен года очень важна для детей. Дошкольники накапливают информацию, коммуникативный, сенсорный и исследовательский опыт прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы, рукотворного мира и социума. Конечно, основными инструментами способа восприятия являются рассматривание и наблюдения, манипулирование, а итогом – опыт взаимодействия с окружающим миром. Именно от яркости образов и осознанности представлений зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение познавательной деятельности детей.
Публикация «Статья „Наблюдения как познание“» размещена в разделах
Наблюдением нередко называют – созерцание, экспериментирование, рассматривание. Чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся моменты, знать возможности использования на разных возрастных этапах. Первые три вида деятельности (созерцание, экспериментирование, рассматривание) построены на визуальном контакте детей с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый вид деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для пробуждения эмоционального отклика это является основной задачей, то организация наблюдения и рассматривания в детском саду преследует и другие цели. Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности дошкольников. Его цель – выявить характерные особенности внешнего строения объекта (растений, животных, устройство предметов рукотворного мира. Рассматриваются реальные объекты, их модели и изображения. Воспитатель различными приемами привлекает детей к определенным существам, развивает познавательный интерес, обогащает представление о них.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи:
развивать у детей наблюдательность, познавательные потребности;
приобретать первичный опыт изучения с его помощью различных объектов;
изначально осваивать данный метод научного познания.
Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал самого рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, установить причинно-следственные связи и т. д. Но это справедливо лишь в том случае, если наблюдение правильно организованно, соответствует логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющей свою определенную структуру.
Цель наблюдения. Как у любой видов деятельности у наблюдения должна быть цель. Оптимально возникновение цели из познавательных потребностей детей без навязывания задач воспитателем. Роль взрослого состоит лишь в том, чтобы актуализировать и активизировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, понять суть явления, найти объяснения возникают у ребенка уже в ходе наблюдения.
Мотив наблюдения. Познавательный мотив дошкольников не всегда доминирует над любознательностью. Мотивом включения в наблюдение может быть интригующий вопрос, игровая ситуация, отклик на слова или действия педагога (или персонажа, подражание взрослым, старшим детям. Наблюдения могут стать органичной частью трудовых действий, прогулки, экспериментирования, экскурсии. Мотивами включения в познавательно - исследовательские наблюдения могут быть :
наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью, интересными событиями и необычайными свойствами предметов;
возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, пообщаться, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
План наблюдения. Воспитателям необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения учебной задачи. Также он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного поведения для человека и природы.
Осуществление наблюдения. Особенности этого этапа связаны с тем, как разновидность наблюдения организуется.
Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становятся достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное открытие детьми, так и возможности его дальнейшего познания, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, задаться новыми вопросами. Между рассматриванием и наблюдением существует множество промежуточных вариантов, применяемых в педагогическом процессе.
Распознающее наблюдение используется для формирования представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявлении их особенностей, признаков, качеств. Это кратковременное наблюдение, позволяющее сделать как бы фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
Длительное наблюдение проводится с целью наблюдения роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями, жизненными циклами растений и животных. По итогам каждого этапа фиксируются результаты: рисунки, схемы, модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить перемены, составить рассказ. Длительные наблюдения способствуют развитию умения анализировать, составлять рассказ.
Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и длительным. В поле зрения оказываются два, три объекта, которые надо сравнить. Например, выявление различий в поведении насекомых в дождь. Или особенностей развития аналогичных растений в разных условиях.
Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом, старшие дошкольники под руководством воспитателя могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, по виду нескольких растений (одуванчику, ели) определить, будет ли в ближайшее время дождь.
Наблюдения изнутри. Отличительная особенность этой разновидности – позиция наблюдателя – участника наблюдаемых событий, социальных явлений. Возможны различные формы организации наблюдения : использование различного раздаточного материала, работа проводится фронтально так и подгруппами. Целесообразно проводить наблюдения парами. Вне зависимости от количества детей перед каждым ребенком ставится познавательная задача. Важно, чтобы все дети смогли проявить себя, получить некий образовательный результат. Нельзя забывать и об особенностях психических процессов детей. Если младшие дети готовы рассматривать яркий объект и ими руководит интерес к жизнедеятельности этого объекта. То в средней группе важны не только впечатления, но и собственно познавательные результаты. В старшей группе дети способны не только принимать поставленную задачу, но и самостоятельно ставить ее. Большое значение необходимо уделять умению устанавливать связи, делать выводы. В подготовительной к школе группе, наблюдения должны отвечать стремлению детей к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение к пониманию определенных закономерностей.
Таким образом, наблюдение используется как адаптированный научный метод познания.