Оксана Меркурьева
Статья на тему: Экологическое воспитание первого младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Публикация «Статья на тему: Экологическое воспитание первого младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
В младшей группе постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где я формирую представление детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.
Объясняю детям, что рвать растения и есть их нельзя, потому что они живые, им больно.
Эффективно использую следующие методы и приемы:
1. Наблюдения:
- за живой природой - наблюдение за птицами, насекомыми на участке (бабочки и божья коровка, приучать детей подкармливать птиц);
- за не живой природой - наблюдение за снегом, песком, льда, воды;
-за явлениями природы – идет снег, дождь, дует сильный ветер, светит солнце, небо затянуто облаками;
- сезонные наблюдения:
Осень- похолодало, деревья пожелтели, опадают листья;
Зима – холодно, идет снег, лед скользко можно упасть;
Весна – потеплело, тает снег, появились лужи, травка, насекомые, набухли на деревьях почки;
Лето- яркое солнце, жарко, летают бабочки.
2. Дидактические игры:
«Узнай по картинке домашних животных» (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) их детенышей и назови их;
«Узнай по картинке диких животных» (заяц, медведь, лиса, волк и т. д.);
«Что как плавает?»;
«Узнай какой овощ?» различать овощи по внешнему виду (помидор, огурец, морковь и т. д.);
«Узнай какой фрукт?» различать фрукты (яблоко, груша, банан и т. д.).
3. Подвижные игры: например, «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик» и т. д.
4. Целевые прогулки. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Широко использую прогулки для экологического воспитания детей.
В младшей группе создана предметно- развивающая среда с учетом решения задач по экологическому воспитанию.
В группе имеется уголок природы состоящий из:
- комнатных растений соответствующих младшему возрасту, лейки для полива цветов воспитателем с привлечением детей;
- «центр воды и песка» с атрибутами для игры с водой (водоплавающие птицы, рыбки); для игры с песком имеются савочки, грабли, формочки различных фигур;
- календарь природы с природными и сезонными явлениями по возрасту;
- кормушка с зимующими птицами;
В группе имеется соответствующая возрасту художественная литература:
- детские книги например, К. Чуйковский «Мойдодыр» и т. д. ;
-детские журналы с иллюстрациями;
-потешки например, «Водичка-водичка»;
- альбомы с дикими и домашними животными, птицами.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводиться беседа, ответы детей на вопросы. Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг.
Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями:
- «Осенняя фантазия»;
-«Весенний бал»;
-«Новогодний сувенир».
Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребенка в детском саду.
Также еще одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Также ведется работа по экологическому воспитанию с родителями. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем традиционные формы: родительские собрания на темы: например, «Значение игр в познании окружающего мира»; «Воспитание добрых чувств в процессе ознакомления с природой», консультации на темы: например: «Малыш познает мир», «Потешки, стихи для детей по экологическому воспитанию, «Играю- значит живу», беседы, индивидуальные беседы.
Таким образом, я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию окружающего мира. Только мы, в тесном сотрудничестве с родителями можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут основой, тогда мы можем быть спокойней за будущее природы и окружающего мира.
Экологическое воспитание дошкольников- приоритетное направление в работе нашего детского сада.