Kristina Anashina
Возможности овладения конструированием детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Некоторые исследователи рассматривают конструктивную деятельность с разных точек зрения. В. Г. Нечаева рассматривает, конструктивную деятельность, которая включает в себя строительство зданий из разных строительных материалов, также изготовление поделок, проектирование, создание собственных игрушек из разный материалов [7, с. 21].
Исследованиях В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван показано, что дети которые занимаются конструктивной деятельностью намного лучше и точнее воспринимают предметы, и их свойства [20, с. 61].
Публикация «Возможности овладения конструированием детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Индивидуальностью процесса в конструирование может быть создание, а также изменение пространственных образов, что помогает лучшему изучению геометрических тел, пространственных отношений. В конструктивном виде деятельности, детям нужно уметь ориентироваться в пространстве, для того чтобы создавать постройку, учитывать пространственные характеристики и её расположение, это сложный процесс для ребенка. Но при этом, только конструирование, во всех видах деятельности, помогает детям формировать ориентированность в пространстве.
Понятие о пространстве при этом складывается из определенных признаков величины, длины, форм, какой объем сооружения, также из чего состоят структуры: деталей и частей, поэтому детский словарный запас обогащается новыми словами, терминами.
Процесс конструирования помогает в развитие мыслительных и сенсорных умениях детей. Дошкольники старшего возраста, получают не только конструктивно-технические навыки (умение делать отдельные продукты из конструктивного материала, но также учатся умению обобщенности- рассматривать предмет имея при это цель, сравнивать друг с другом, находить общие детали и различия, умение делать выводы. У детей в конструктивном виде деятельности, мышление носит практическую и творческую направленность. Дети выполняя постройку, поделку, изготовление игрушки уже заранее знают создают план, каким будет дальнейший шаг, последовательность в которой они работают, весь этот процесс развивает мыслительную деятельность.
Конструктивная деятельность ребенка направленная на формирование нравственного воспитания, в этой деятельности у ребенка происходит формирования следующих качеств: самостоятельность, упорство, трудолюбие, умение себя организовать [29].
В коллективном конструирование дети улучшают навык работы в коллективе, умения договариваться о дальнейшей совместной работе, вмести подбирать материал, планировать будущий процесс, при этом работать не мешая друг другу.
Немало значение, уделяется совместной конструктивной деятельности родитель и ребенок.
Большое значение отводится совместной организованной деятельности по конструированию родителей и ребёнка. Тесное взаимодействие детского сада и родителей помогает в передачи знаний, умений при обучении детей конструктивным способностям, что уменьшает сложности, которые могут появиться у родителей из-за педагогикой подготовки [6, с. 98].
В ходе конструктивных игр дети старшего дошкольного возраста прибегают к сравнению величины деталей, их цвета, формы, это предоставляет им возможность более полно, воплотить свой интересный план, и содействует сенсорному развитию.
Рассмотрим приемы на занятиях взаимодействия с детьми по конструктивной деятельности из блочного конструктора. В ходе обучения употребляются педагогические приё мы:
Педагог привлекает внимание детей на тему занятия с помощью беседы. К примеру, в начале занятия в старшей группе воспитатель рассказывает интересную историю сказку о доброй птичке, с которой никто не дружил из-за её большого клюва. Птичка много грустила, но позже выянилось, что существует на свете удивительное государство под названием Лего, в котором все животные и птицы проживают очень дружно. В этой чудесной стране все сделано из маленьких деталей. Попасть туда можно лишь только одним способом – необходимо пройти через магический мост мост, который превращает любого, ступившего на него, мелкие кубики и кирпичики. Если дети верно соберут фигурку птички по схеме, то смогут помочь ей оживиться и преодолеть все испытания на пути в государство дружбы и счастья, в котором она сможет найти друзей и подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
Применяя способ проблемной ситуации, детей можно заинтересовать, активизировать их мышление, а также вовлечь в конструирование.
К примеру, под мелодию на воздушном шаре приземляется Лего-космонавт, он здоровается с детьми и рассказывает свои интересные истории. Дети выявляю, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время высадки на планету Землю его космический корабль разбился, и сейчас он не может вернуться домой. Лего- космонавт просит у дошкольников помочь ему спроектировать новую ракету, на которой он долетит на родную планету.
Сюжетно-ролевая игра. Наиболее часто Лего- конструирования переходит от обычного конструирования в игровую деятельность: дети применяют свои построенные здания, летающие корабли, самолеты и. т. д в ролевых играх, также дети сооружают декорации для мини спектаклей, создают историю. Проигрывание мини- спектаклей из Лего помогает дошкольнику улучшить навыки пересказывание, коммуникации, ребенок более глубоко узнает сюжетную линию.
Дидактическая игра направлена на упражнения, которые развивают усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии: «Найти одинаковую деталь»; «Построй с закрытыми глазами»; «Разложи по цвету»; «Собери фигурку по памяти».
Задание по образцу, педагог показывает и сопровождает устной речью. Пример: На моем находится лягушка, попробуйте сконструировать из предложенных деталей набора Лего. Давайте обратим внимание, рассмотрим и разберём, как она сделаем. Глаза сделаны из зелёных кубиков, рот – это красный кирпичик,а лапы из зелёных кирпичиков.
Конструктивная деятельность с использованием инструкций, технологических кaрт. Использовать схему в конструирование применив игровую форму. например, воспитатель говорить воспитанникам, что сегодня они превратятся в кораблестроителей. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по присланной схеме возвести модель корабля. В конструкторское бюро не легко попасть, для это следует преодолеть испытания.
Творческое конструирование по определенному замыслу либо по нарисованной модели. Данные занятия проводятся в группах старшего возраста, которые уже изучили основные приемы конструирования, и им можно предлагать с изображением любого объекта и разной тематики.
Существуют способы обучения конструированию : по образцу; по модели; по условиям; по карточкам-схемам; по свободному замыслу; тематическое конструирование.