Анастасия Вещугина
Условия для формирование временных представлений с помощью дидактической сказки у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Условия для формирование временных представлений с помощью дидактической сказки у старших дошкольников
Вещугина Анастасия
Формирование временных представлений является одним из важных направлений в познавательном развитии дошкольника. Н. А. Афонина считает, что временные представления — это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т. е. представления о смене времен суток, времен года и иных циклических событиях, имеющих регулярную природу возникновения [2].
Публикация «Условия для формирование временных представлений с помощью дидактической сказки у старших дошкольников» размещена в разделах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ФГОС ДО, в содержание образовательной области «Познавательное развитие» должна быть включена работа по формированию временных представлений, являющихся частью математических представлений [15].
Проблема временных представлений у детей старшего дошкольного возраста достаточно давно вызывала интерес и нашла свое отражение в исследованиях Ф. Н. Блехер, Е. Н. Лебеденко, А. М. Леушиной, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербаковой и др. Авторы рассматривают специфику восприятия и понимания времени детьми, особенности формирования временных представлений детей. В исследованиях отмечается, что в силу ряда особенностей времени, таких как текучесть, необратимость, однонаправленность, отсутствие наглядных форм и др. время выступает одной из сложных категорий для восприятия и понимания детьми [3; 8; 11; 17].
Ученые (Э. Р. Минибаева, В. Ф. Петрова, И. В. Табакаева, А. Ю. Трач и др.) отмечают, что старший дошкольный возраст сензитивен для формирования временных представлений. Уровень развития восприятия, памяти, мышления, опыт ребенка позволяет ему усваивать такие понятия как сутки, неделя, времена года, месяцы, усваивать специфические особенности времени [9; 10; 13; 14].
Вместе с тем, исследования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (Т. А. Серветник, С. Д. Язвинская и др.) показывают, что представления детей о времени неполны, не взаимосвязаны. Дети не понимают и не оценивают значение времени для себя и для других людей. Вместе с тем, данная тема привлекает и интересует детей [12; 18].
Работы посвящены формированию временных представлений через дидактическую сказку и беседу. По их мнению, с помощью сказки дети представляют через образы и поэтому время и им легче усвоить.
Проанализировав работы Е. А. Алябьевой, В. А. Гребневой, Т. Н. Кошелевой и др. были выделены следующие условия формирования временных представлений с помощью математической сказки [1;5;7].
Одним из важных условий является поэтапность. Так С. Д. Язвинская выделяла 3 этапа:
- Эмоционально-мотивационный;
- Познавательный;
- Творческий.
На первом этапе дети знакомятся с дидактической сказкой, а именно происходит поддерживание интереса к соответствующим понятиям и проблемам, изложенным в сказке, личностному отношению, созданию положительного эмоционального фона [18].
С. Д. Язвинская отмечает, что повышению мотивации, интереса к временным представлениям способствует понимание детьми личностной значимости времени. Целостное представление о времени можно сформировать, изучая время его не только как объективную реальность, но и как субъективное времени человека. По ее мнению, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо рассматривать объективные особенности времени в проекции на личностную, социальную, культурную сферы жизни ребенка. Важно подчеркнуть ценность времени в жизни человека, помочь детям в осознании того, что все окружающее и сами они существуют во времени, формировать интерес детей к своему собственному проживанию во времени [18].
Немаловажным считается подбор сказок. Анализ математических сказок по формированию временных представлений у детей позволил выделить их основное содержание, в которое авторы включают различного рода временные представления, их отношения. Дети через образы в сказках узнают о признаках времени. Также отличительной особенностью математической сказки является то, что основное содержание обычно представляется в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых является целью для героев и его помощников (детей, волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки) [7].
На втором этапе – основном происходит получение детьми знаний в соответствующей сфере. Так дети знакомятся с понятиями времени, последовательностью частей суток, времён года, месяцев. Важно перед каждой сказкой проводить вводную беседу, о чем будет сказка, что они не знаю и на чем сделать особый акцент.
Сказки необходимо структурировать от простых к наиболее сложным. Так дети сначала знакомятся с простыми понятиями после переходят к более сложным, чтобы в дальнейшем не было путаницы.
Еще одним условием выступает подбор вопросов к сказке. Вопросы нужны для того, чтобы актуализировать полученные знания, выяснить что дети не смогли понять и на что дети обратили особое внимание. Правильно подобранные вопросы позволяют понять, что нужно закрепить в центрах активности. Так дети выполняют различные задания связанные с закреплением сказки. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.
На заключительном этапе (творческом) происходит закрепление всех полученных знаний и детям предлагается всем вместе придумать сказку на любую единицу временных представлений.
Экспериментальное исследование проблемы формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством математической сказки проводилось на базе МАДОУ 81 «Солнышко» Комбинированного вида. В экспериментальном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 16 человек. С целью изучения исходного уровня сформированности временных представлений детей старшего дошкольного возраста использовалась методика Р. Ф. Галлямовой, 3 серии [4].
Рисунок 1 – Результаты изучения исходного уровня сформированности представлений о частях суток, днях недели, и временах года и месяцах
Результаты изучения исходного уровня сформированности временных представлений о частях суток показали, что у большинства детей – 50% (8 человек) средний уровень и у 38% (6 человек) высокий уровень, у 13% детей (2 человека) низкий уровень.
Следуя условиям формирования временных представлений с помощью дидактической сказки, был составлен конспект занятий, Который включал в себя 3 этапа
Рисунок 2 Результаты изучения уровня сформированности временных представлений детей старшего дошкольного в констатирующей и контрольной диагностике
Так, мы видим, что количество детей, получивших высокий уровень, увеличилось и составляет 56% (9 детей, а получивших средний балл снизилось и составляет 44% (7 детей, количество детей с низким уровнем не было выявлено.
Таким образом диагностика уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста после реализации формирующего эксперимента показала, что использование математических сказок с детьми старшего дошкольного возраста положительно влияет на формирование временных представлений.
Список использованных источников
1. Алябьева Е. А. Математические сказки. Беседы с детьми о числах, счете и форме. : ТЦ Сфера, 2021. — 112 с.
2. Афонина. Н Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный портал «Справочник». — 2021 — 1 октября.
3. Блехер Ф. Н. Математика в детском саду и нулевой группе: Учеб. пособие для педагог. техникумов и высш. педагог. учеб. Заведений / Ф. Н. Блехер ; Допущено Коллегией Наркомпроса РСФСР. — Москва : Гос. учеб. педагог. изд-во, 1934. — 102 с.
4. Галлямова, Р. Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. — 2005. №9. С. 23-27.
5. Гребнева, В. А. Математические сказки в обучении детей дошкольного возраста элементам математики: методическое пособие / Гребнева В. А., Смирнова Ю. П. — Оршанка, 2017. — 52 с.
6. Короткова, Л. Д Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок : методическое пособие / Л. Д. Короткова. — Москва : ЦГЛ., 2006. — 158 с.
7. Кошелева, Т. Н. Использование сказки для развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. — 2021. — 60 с.
8. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошк. педагогика и психология" / А. М. Леушина. — М., 1994. — 302с.
9. Минибаева, Э. Р. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // АНИ : педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 1 (18). — С. 117-120. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vremen.
( дата обращения: 30.05.2022).
10. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз. федер. ун-т. — Казань, 2013. — 203 с.
11. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада / Т. Д. Рихтерман. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 1991. — 45 с.
12. Серветник, Т. А. Формирование понятия «время» в дошкольных учреждениях и начальной школе: Методическое пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 93 с.
13. Табакаева, И. В. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Табакаева И. В., Дамс А. М. — В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. — 2018. — С. 39-42.
14. Трач, А. Ю. Формирование временных представлений у детей шестого года жизни в процессе использования моделей // Трач, А. Ю., Михайлова А. В. — В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. — 2019. — С. 370-373.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
16. Шорыгина, Т. А. Точные сказки : формирование временных представлений : Учеб. пособие / Т. А. Шорыгина. – М. : Книголюб, 2004. — 96 с.
17. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду : учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е. И. Щербакова. — 2. изд., стер. — М. : AcademiA, 2000. — 271 с.
18. Язвинская, С. Д. Проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений о времени С. Д. Язвинская //Педагогическая наука и практика — региону: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Ставрополь, 2004. — 20 с.