Анжелика Зинченко
Уклад образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «уклад» имеет множество трактовок своего значения, но более четко передает всю суть следующее определение: это установившийся порядок, сложившийся образ жизни, включающий в себя нравственные, религиозные и идеологические устои жизни, традиционно передающиеся от поколения к поколению. Я полностью согласна с данной трактовкой, особенно применительно к моей теме образования.
Публикация «Уклад образовательной организации» размещена в разделах
Во - первых, уклад в образовании - это установившийся в образовательном учреждении порядок жизнедеятельности и сложившиеся условия бытия членов сообщества, обусловленные действующими явно и неявно нормами и правилами поведения и отношений. В отечественной литературе у А. Макаренко, В. Сухомлинского можно найти целые страницы рассуждений о духе школы, духе класса, стиле отношений, отличающих один коллектив от другого – обо всём, что сегодня мы вкладываем в понятие уклада. Данному понятию ассоциируется такое понятие как «среда» или другими словами окружение - подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека. Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
Во - вторых, образовательная организация имеет сложную структуру, которая постоянно обновляется новыми компонентами: психологический климат, структура и отношения в коллективе, общедоступность и усвояемость знаний, образовательные технологии и т. д. Уклад школьной жизни (УШЖ) – это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов.
В – третьих, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения. Именно педагоги закладывают в своих учеников те традиции, которые свойственны данной организации. Данные традиции складываются из следующего: принципы особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания, принцип системно - деятельностной организации воспитания.
Содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Таким образом, скажу одно, что уклад и ценности образовательной организации складывают из себя фундамент того устоя, который должен быть в каждом образовательном учреждении. Именно от того какими они будут, зависит будущее нашего образования.