Мария Ермоленко
Консультация «Театральная деятельность — это не просто»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театральная деятельность – это не просто».
Надо понять сразу для себя и донести до родителей, что в работе с детьми на занятиях по актё рскому мастерству или как часто в садиках называют: «Театральной деятельностью», «Театрализацией» сразу результата не будет! Это работа нескольких лет! Как матрёшку с каждым годом вы открываете все новый и новый этап в развитии ребёнка, а именно:
Публикация «Консультация „Театральная деятельность — это не просто“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Избавление от зажимов.
2. Работа над пластикой.
3. Работаем над вниманием.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие веры в предлагаемые обстоятельства.
6. Раскрытие эмоционального чувства.
Во время своей работы в детском саду я столкнулась с тем, что в основе преподавания театральной деятельности в дошкольных учреждениях работа сводиться к натаскиванию детей на результат, а именно к определённой театральной постановке, празднику и к быстрому результату напоказ. Детей учат выражать свои эмоции и чувства на штампах, а не на раскрытии внутреннего потенциала. Как учил К. С. Станиславский «От внутреннего к внешнему», а на деле я увидела все наоборот. Для многих занятия театром сводиться просто к репетиции спектакля и разводки детей по мизансценам. Это не профессионально!
Именно в дошкольном возрасте, когда ребёнок более пластичен его можно напитать музыкой, сказкой, помочь развивать воображение, сопереживание героям построить фундамент, а не этими фальшивыми интонациями, которые могут остаться с ним навсегда и в последствии будут мешать ему выстраивать взаимоотношения с окружающими. Как утверждал академик психолог и педагог В. М. Теплов. (1896—1965) «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»
У меня возникает вопрос, а где же развитие творческих способностей? Умению видеть, слышать, наблюдать, взаимодействовать друг с другом? Когда вы занимаетесь раскрытием творческого потенциала ребёнка, освобождением от штампов, навязанных взрослыми? А главное как?
У меня есть три волшебных НЕ:
1. Не навязывай
2. Не натаскивай
3. Не показывай ребёнку как надо, а подведи его к этому через игру и приспособления, которые есть у тебя в запасе и опыте.
В море книг по театрализованной деятельности дошкольника я, к сожалению, нашла только три книги, по которым можно спокойно работать это:
Алябьева Е. В Психогимнастика в детском саду Методические материалы в
помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
«Актёрский тренинг для детей» автор – составитель Ирина Феофанова
Издательство «Астрель» 2011год
Остальные книги я разделила на две группы: В первую входят книги по развитию речи на тему «Театра» они грамотно составлены, так как над ними работали специалисты и профессионалы в речевой области. Почему нет, как первая база и ступень к познанию и развитию кругозора. Это прекрасно!
Вот вторая группа книг меня встревожила сильно тем, что в них собраны из разных источников упражнения и этюды, имеющие отношение к актёрскому тренингу, но не выстроены от простого к сложному, а нахватаны бессистемно. Написана авторами со многими званиями, степенями и прочее, но я там не увидела в соавторстве ни одного профессионального педагога по мастерству актёра, который владеет основами профессии и мастерства. Прежде чем заниматься, надо познакомиться с системой К. С Станиславского, почитать Михаила Чехова, С. В. Гиппиус «Актёрский тренинг». Я понимаю, что людям без актёрского образования тяжело, и каждый понимает театрализацию по - своему.
Если мы преподаем математику, развитие речи, конструирование, изобразительную деятельность, физическое развитие, то мы идём и учимся в институт, или на курсы где получаем навыки в преподавании этих дисциплин, а также методы и приёмы. Тогда почему, когда речь идёт о преподавании театральной деятельности этим занимаются люди, не имеющие профессионального образования, не знающие основ, методов и приёмов в профессии. А навредить, не умея в ней очень легко!
Прежде чем преподавать, писать пособия и конспекты занятий по театральной деятельности в детском саду надо хотя бы узнать, чему и главное как учат в театральных вузах? Чем 4-ре года занимаются взрослые люди, прежде чем подходить к такому хрупкому созданию как ребёнок.
В театральный институт приходят такие же зажатые, с плохой дикцией, с кучей зажимов, только взрослые, которые заново учатся всему: двигаться, говорить, слушать, слышать, взаимодействовать с партнёром. Такой же детский сад, только с большими девочками и мальчиками! Студентам не раздают сразу роли направо и налево, а идёт долгий кропотливый труд из года в год! И надо приложить массу терпения и такта иногда строгости от педагога, а от студента дисциплины, чтобы овладеть профессией.
Одно из первых моих занятий в театральной академии удивило меня и моих однокурсников нас попросили поставить стулья полукругом и сесть! Что вам напоминает это упражнение? Здравствуй детский сад! Вот и первое упражнение на внимание, взаимодействие с партнёром и координацию. И мы взрослые люди делали это упражнение несколько раз! У нас не получалось поставить их тихо, ровно, а мы в детском саду сразу спектакли ставим!
А потом три месяца мы молчали на площадке, учились делать этюды: почистить воображаемую картошку, помыть пол, приготовить завтрак и т. д. и всё молча, показывали зверей (в пластике, чтобы уже отражался характер) а потом этюды на рождение слова (заметьте одного, и только к концу года мы выходили на небольшие диалоги. К этим занятиям добавлялись занятия по развитию сценической речи, пластики и движения, хореографии.
А у нас в детских садах нет самого главного, подготовительного периода как же подвести к выполнению этюда ребёнка, какими приёмами и методами? Вот пример, не лучший пример одной из книг сразу предлагают для ребёнка этюд «Лисичка подслушивает». Рекомендован этот этюд для детей средней группы. По моему опыту работы это рано, если с детьми занимаются только первый год и надо исходить от индивидуальности детей. Ну и что дальше. Покажем ребёнку очередной штамп (лапки на груди, хвостиком верти, она хитрая ну и т. д.) До этого этюда должна была пройти подготовительная работа посветить занятия лесным животным, где мы бы пробовали двигаться как медведь лиса, заяц. Учились передавать их пластику, может у лисы болит нос, а у зайца лапка как он будет двигаться? Обязательно слушать звуки леса. Я прямо включаю шумы леса и мы, с детьми двигаясь по залу, учимся действовать в зависимости от услышанного. Если это заяц, и мы слышим вой волка, то как мы будем реагировать в пластике на этот звук, или вы медведь и слышите жужжание пчёл или где то раздался выстрел как будет реагировать медведь, лиса или заяц? Эта работа на несколько занятий как минимум.
А с детьми старшей группы проговорить, а потом пробовать.
1. А зачем лиса подслушивает?
2. Кто там может жить?
3. Предположить, что кто-то залез к ней в дом, а она вернулась и слушает. А может ей страшно?
Вариантов много. Это может быть не только леса ну и другие животные. И во всех случаях не показывать детям, а вместе с ними взаимодействовать и от них отталкиваться. У кого промелькнёт нужное, как раскрыть образ и потом закрепить результат.
А с подготовительной группой мы часто слушаем разные звуки природы, шаги и скрип дверей, бой часов есть много вариантов, а потом составляем рассказы, отталкиваясь от того что услышали.
Прежде чем давать детям этюды, надо их к этому подвести и подготовить. Развить способности, заложенные в ребёнке главная задача педагога! Научить мыслить и чувствовать самостоятельно, развить актёрские качества и навыки через игру, отталкиваясь от индивидуальности каждого ребёнка двигаться поэтапно не скачками, а маленькими шагами. И педагог с детьми действует во всем, пропуская через себя и взаимодействуя с каждым ребёнком.
Театр это коллективное творчество тут надо научиться понимать друг друга, помогать, сопереживать и действовать вместе. Сейчас в современном мире, где каждый сам за себя сблизить детей замыслом, интересной творческой идеей, игрой. На практике наши дети совершенно разучились играть. А играть значит действовать, когда на тебя смотрят другие и легкий смешок или шутка может ранить ребёнка.
Научить детей быть зрителями и внимательно смотреть и слушать других детей воспринимать по доброму то, что показывает другой ребёнок это тоже очень сложный, деликатный педагогический процесс. Развивать умение взаимодействия с партнёром. В подготовительной группе я даю уже много упражнений для работы в парах, например такое как «Тень» второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и по-смотрит из-под руки и т. д. или «Зеркало» встать напротив друг друга один ведущий, а другой будет его отражением, которое будет всё за ним повторять тут можно и чистить зубы, причёсываться, для девочек одевать бусы, серьги и т. д. Все эти упражнения мы делали в театральной академии и нам, взрослым они давались нелегко.
Эта работа с детьми требует от педагога терпения, выдержки и любви к ребёнку. А главное владение профессией. А не просто я люблю театр и буду его преподавать, кроме любви надо уметь это делать и знать как!