Ксения Дмитриева
Занятие с использованием здоровьесберегающей технологии «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Масленица».
Тип: интегрированное.
Форма организации обучения детей: непосредственно организованная образовательная деятельность.
Цель: Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Задачи: Обучающие: Знакомство детей с русским народным праздником «Масленица», его значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели. Освоение значений слов и словосочетаний «Масленица», «Масленичная неделя», «Масленичное гулянье», «Проводы Масленицы», «Прощеное Воскресение», «Хохлома», «Хохломской промысел», «Хохломская роспись», «Скоморохи», «Петрушки» и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Формирование грамматического строя речи: практическое освоение навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире. Блин с рыбой (какой). Посуда из дерева (какая). Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развивающие: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества. Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха (восприятие и четкое произношение звука М, различие звука в слове, предпосылки нахождения звука в слове).
Воспитывающие: Воспитание любви и интереса к художественному слову; уважительного отношения к традициям русского народа, умения и желания применять их в жизни.
Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы).
Форма организации детей: подгрупповая
Материал и оборудование: Стенд с плакатом «Масленица». Презентация «Традиции и празднования Масленицы». Головные уборы: платки, колпаки, кепки. Карусель. Канат. Столы для «продажи». Платки, шали. Деревянная посуда, расписанная под «Хохлому». Монеты для покупки товара. Блины для угощения.
Планируемый результат: проявляют интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость на игровую ситуацию, предложенную взрослым; рассматриванию слайдов; вступают в диалог с взрослым; в совместную деятельность с взрослым и детьми; применяют в речи знания по краеведению, разговорному этикету.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Подготовка детьми сообщений «Масленичная неделя : традиции празднования».
Знакомство с народными подвижными играми. Разучивание закличек, прибауток и частушек. Рассматривание иллюстраций русских народных гуляний.
1 часть – вводная Цель: создание у детей положительного настроя к предстоящей деятельности.
Создание образовательной ситуации. Воспитатель:
«-Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!»
Воспитанники выполняют действия, согласно стихотворению:
Взмах вверх правой рукой.
Взмах вверх левой рукой.
Взмах обеими руками.
Заканчивают стихотворение фразой:- Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя!»
Воспитатель: - Собрались мы вместе с вами на прогулку.
Что это за плакат на стенде?
(Читаю содержимое.)
«Веселись, честной народ,
Яркий праздник к нам идет.
С радостью Вам сообщаем,
Масленицу мы встречаем!»
Воспитатель: - Это приглашение на какую - то Масленицу.
Что за Масленица такая?
Воспитанники подходят к стенду с плакатом «Масленица».
Сообщают о традициях и обычаях празднования Масленицы.
1). Масленица – это радостный и светлый праздник. Праздник длится целую неделю. Это веселое прощание с зимой и встреча весны.
2). Понедельник – «Встреча Масленицы». Из тряпья и соломы мастерят чучело, похожее на человеческую фигуру. Дети с родителями строят снежные горки, замки, крепости.
3). В первый день праздника люди катают чучело на санях, поют прибаутки, участвуют в разных состязаниях: кто самый – самый.
4). Вторник – «Заигрыши». Начинаются катания на санях и санках. Их украшают пестрыми цветными лоскутками, колокольчиками и бубенчиками.
5). В сани запрягают лошадей. В праздник их тоже наряжают в разноцветные сбруи и дуги. Накатавшись на санях, народ ходит по гостям, где угощается блинами.
6). Среда – «Лакомка». Люди ходят по гостям, угощаются вкусными блинами с разными начинками, поют песни, устраивают пляски и празднуют Масленицу.
7). Четверг - «Разгул». Начинаются гулянья. Ряженые с песнями и плясками выходят на улицу. Желающие поиграть принимают участие во взятии снежной крепости: одни обороняются, другие штурмуют снежками.
8). Пятница – «Тещины вечерки». Зятья приглашают в гости своих тещ, угощают их блинами.
9). Суббота – «Посиделки у золовки». Молодые жены приглашают к себе родню мужа.
10). Воскресенье – «Проводы Масленицы» и «Прощеное Воскресенье». Люди снова рядятся, устраивают песни и хороводы. Сжигают чучело Масленицы и просят друг у друга прощение. Мотивация воспитанников на предстоящую деятельность
Воспитатель: - Какой сегодня день недели?
Воспитанник: - Четверг.
Воспитатель: - Сегодня же самый развеселый день Масленицы! Что же мы стоим? Нарядимся и тоже отправимся на гулянье с закличками.
Будем Масленицу закликать, звук «М» в каждом слове отмечать!
Одевают головные уборы.
Идут, проговаривая слова закличек. Делают хлопок на услышанный звук «М».
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться!
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели!
Подходят к экрану, обращаются к Масленице :
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечем –
Нам метели и морозы нипочем!
Разворачиваются, проходят вперед:
Вот так Масленица,
Дала маслица нам!
Произносят протяжно: ммм… хорошо маслице.
Блинчики справим, маслицем приправим.
2 часть – основная Цель: Организовать практическую деятельность детей, направленную на усвоение знаний о традициях празднования русским народом Масленицы. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее воспитанниками
Воспитатель: - Пришли мы с вами, согласно приглашению, на Масленичное гулянье, встретили только Масленицу.
- Кого еще можно встретить на ярмарке?
Скоморохов – они зазывали народ на ярмарку, устраивали театральные представления.
Петрушек – они пели, танцевали и проводили веселые игры.
Лотошников – они продавали на своих лотках разный товар.
Купцов – они покупали необходимые им товары.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым.
Воспитатель: - И вы с этими ролями справитесь?
Воспитанники: - Да, справимся.
Воспитатель: - Ну что ж, давайте сами устроим ярмарку!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирайся –
Наша ярмарка открывайся!
- Скоморохи выбегайте,
На Масленицу зазывайте!
Скоморохи (воспитанники) :
1. Слушайте, люди добрые!
Сообщаю сей же час
Губернский указ!
2. Чтобы было все, как подобает:
Ярмарке – шуметь!
Горожанам – песни петь!
3. Силою богатырскою мериться,
Торговать, меняться!
Веселью шуткам быть!
Повелеваю ярмарку открыть!
Этап осуществления самостоятельной работы воспитанниками.
Воспитатель: - Ребята, проходите, посмотрите!
Лотошница с платками:
У меня платки разные:
И зеленые и красные.
С набивными цветами,
С бахромой и каймами!
-Изумительно красивые платки. Есть и другие товары на нашей Масленице.
Это чудо, посмотрите -
Резные ложки и ковши!
Вы разглядите, не спешите.
Лотошница с деревянной посудой:
Там травка вьется и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди называют Хохломой.
Воспитатель: - Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?
- Из чего изготавливалась посуда для росписи?
- Значит, она какая?
-Скажите, какие цвета используют мастера для росписи своей посуды?
Воспитанники:
- Хохломская роспись.
- Посуда изготавливалась из дерева.
- Посуда деревянная.
- Мастера используют красный, зеленый, черный и желтый цвета.
Петрушка: А вы играть любите?
Воспитанники: - Да, любим!
Петрушка: Тогда, собирайся народ,
Карусель всех ребят зовет!
(Проводится подвижная игра «Карусель»).
Дети берутся за ленты, идут – проговаривают слова медленно, а затем убыстряют темп - бегут по кругу.
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра!
Рефлексия:
- Что вам понравилось больше всего? Ответы воспитанников
- Из чего изготавливалась посуда для росписи? Ответы воспитанников
- Кого можно встретить на ярмарке? Ответы воспитанников