Сергей Пермяков
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
Публикация «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. В статье описываются особенности воображения и законо-мерности его развития у старших дошкольников. Представлен опыт разработки и апробации методики развития творческого воображения у старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования. В работе анализируются результаты контрольного обследования и формирующего эксперимента. Практика показала положительные результаты использования предложенной методики: у дошкольников повысился коэффициент оригинальности, качественный уровень дорисовывания фигур, изменились особенности восприятия противоречия, содержащегося в задаче.
Ключевые слова. Воображение, старший дошкольник, задачи по типу включения, психологическая готовность к школе, нетрадиционные техники рисования.
DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGAINST NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES
Annotation. The article describes the features of imagination and the laws of its development in older preschoolers. Presented is the experience of developing and testing methods for developing creative imagination in older preschoolers using non-traditional drawing techniques. The paper analyzes the results of a control examination and formative experiment. Practice has shown positive results of using the proposed methodology : among preschoolers, the coefficient of originality increased, the quality level of completing figures, and the perception of the contradiction contained in the task changed.
Key words. Imagination, senior preschooler, tasks by type of inclusion, psychological readiness for school, unconventional drawing techniques.
Воображение – это психический процесс, который заключается в созда-нии новых образов на основе прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать [2].
Воображение отвечает задачам познания мира и тесно связано с другими высшими психическими функциями. Оно играет незаменимую роль при концентрации внимания, планировании, регуляции, предвосхищении и контроле деятельности и эмоциональных состояний. Кроме того воображение помогает мышлению полноценно существовать и находить в ситуациях смысл.
Воображение является центральным психическим новообразованием у детей дошкольного возраста, стремительно развивается именно в этот период онтогенеза, тесно связано с эмоциональной сферой, мышлением и уровнем общей осведомленности ребенка.
Когнитивное развитие старшего дошкольника позволяет ему активно действовать в образном плане, удерживать внутренний план действий, не опираясь на внешние опоры. Интериоризированное воображение позволяет свободно воспроизводить основные усвоенные им на этот момент правила и образцы поведения и даже комбинировать их по своему желанию, используя для создания продуктов собственного воображения. Его главная особенность – формирование объектов, которые ранее не воспринимались индивидом. Такое воображение называется творческим. Это так называемый операциональный момент творческой деятельности, являющийся процессом манипулирования образами, в ходе которого создаются новые и оригинальные образы [3].
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью остается игра, и именно в рамках игры развивается воображение. Дети учатся ставить себя на место другого, видеть себя со стороны, расширяют свои представления об эмоциях. Эта деятельность невозможна без воображения, которое в этом случае выполняет эмоциональную функцию. Так же в игре дети учатся замещать реальные предметы символическими, переносить функции одного предмета на другой. Это познавательная функция воображения.
По мнению таких психологов, как В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев., Е. Е. Кравцова, воображение – это фундамент психологической готовности ребенка к школе, его определяющее условие. Между тем современный мир старшего дошкольника ориентирован совсем на другие задачи, которые формируются непроизвольно под влиянием индустрии развлечений, направленной на формирование и удовлетворение у детей потребности в зрелищности, которое засоряет детскую психику массовыми образцами и штампами, не давая возможности развивать собственную позицию, воображение и лишая возможности эмоционального проживания позиции другого. Также ролевая игра заменяется ранним развитием или учебной деятельностью. Возможно, поэтому на данном этапе мы имеем большое количество детей, психологически не готовых к обучению в школе.
Между тем целенаправленно развивать творческое воображение у стар-ших дошкольников, чтобы формировать психологическую готовность к школьному обучению, возможно. Данное заявление основано на результатах специальных экспериментов, организованных О. М. Дьяченко, в которых использовались как простая конструктивная деятельность, так и целенаправленные методики развития творческого воображения.
В экспериментах О. М. Дьяченко детям предлагались задания, в которых дошкольникам нужно было придумать объекты с использованием других объектов, которые используются в качестве второстепенных деталей для придумываемых. Эти упражнения получили названия задачи по типу включения.
Задания, основанные на задачах по типу включения, очень хорошо организуются для детей старшего дошкольного возраста посредством такой простой и любимой деятельности, как рисование. Рисование легко организовать без специальных условий, и кроме того, в нем представлены все самые важные компоненты воображения : особая внутренняя позиция, прошлый опыт и предметная среда [6].
Другими важными условиями формирования воображения являются включение ребенка в деятельность в качестве субъекта и формирование у них умения видеть целое раньше частей. Субъективную позицию дошкольникам в рисовании обеспечивают игры-драматизации и режиссерские игры, а умение видеть целое раньше частей хорошо развивает метод нетрадиционных техник рисования (далее НТР). К НТР относят рисование пальчиками, ладошками, палочками для коктейлей, мыльными пузырями, мятой бумагой, солью, использование различных отпечатков с использованием природных материалов, листьев, пластилина, а также более сложные техники : кляксография, гравюра, граттаж и многие другие.
Для исследования возможностей и оценки эффективности применения методики НТР в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста нами была проведена оценка процесса развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с помощью специально разработанной нами методики применения НТР для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами был проведен контрольный и формирующий эксперименты.
Экспериментальной базой исследования стал МАДОУ «Детский сад №141» г. Тюмени. В пилотажном исследовании приняли участие 50 детей из двух подготовительных групп в возрасте 5–6 лет (30 девочек и 20 мальчи-ков). Для исследования воображения использовались методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко) [3] и методика «Странная картинка» (В. Т. Кудрявцев) [5].
В пилотажном обследовании большая часть детей показала средний уровень развития воображения – 64% (32 человека, низкий уровень воображения продемонстрировали 32% детей (16 человек, уровень воображения выше среднего диагностирован только у 4% детей (2 ребенка из обследованных 50). При этом у половины обследованных детей низкий уровень способности создавать оригинальные образы и качественная характеристика выполнения заданий (по методике О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», у 32% (16 человек) – средний уровень и только у 18% (9 человек) – высокий.
14% испытуемых (7 детей) в пилотажной группе игнорировали имеющееся в картинке (методика В. Т. Кудрявцева «Странная картинка») противоречие и считали ее правильной. 28% испытуемых (14 детей) увидели в картинке противоречие, но не знали, как его устранить. 26% обследованных детей (13 человек) заметили противоречие и пытались его устранить путем разделения картинки на две части или путем стирания/удаления «лишнего» элемента. 20% детей (10 детей) предложили рисунок переделать, превратив «лишние» элементы в принципиально иное. И, наконец, 12% обследованных детей (6 человек) показали способности к творческому преобразованию действительности.
Эти результаты говорят о низком и среднем уровне воображения у большей части обследованных детей и необходимости его развития.
Для проведения формирующего эксперимента нами была разработана программа развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием НТР. Программа рассчитана на 10 занятий, длительностью 30–40 минут каждое с частотой 2 раза в неделю.
Главной целью занятий было развитие творческого воображения. Одновременно с ней решались такие задачи: развитие уровня общей осведомленности, внимания, умения видеть целое раньше частей, интереса и положительного отношения к рисованию, обучение приемам нанесения краски на бумагу, графических навыков.
Реализация программы проходила в соответствии со следующими принципами: принцип системности и последовательности, сознательной активности детей, эмоциональной поддержки, развивающей среды, доступности [4].
Среди методов обучения детей НТР мы использовали следующие: наблюдение за моделью, рассматривание готовых работ, последовательность действий, демонстрация способов и приемов изображения [6].
Однако, как показывает практика, рассматривания и демонстрации приемов изображения не достаточно для развития творческого воображения детей, поэтому мы применили методы, позволяющие «включить» воображение [1]. Среди таких приемов хочется особенно подчеркнуть сочетание изобразительной и речевой деятельности, игры и рисования после проигрывания по ролям какого-либо сюжета. За основу игровых сюжетов мы брали смену сезонов года (зима, весна); погоду как способ выразить настроение, эмоции; космическое путешествие, жизнь мыльного пузыря. А также сочетание литературных произведений, прозаических и поэтических, и детских рассуждений на предложенные темы.
Также большую роль в развитии творческого воображения играли задания, связанные с необходимостью угадать замысел других детей, создать коллективную историю на заданную тему, проиграть эту историю по ролям, прожить ее эмоционально и телесно, а затем увидеть героев этой истории в отпечатках на бумаге, кляксах. Таким образом, важными принципами программы стали: обеспечение эмоциональной окрашенности заданий; направленность на понимание и собственную интерпретацию смысла событий, организованных взрослым; собственная активность детей; развитие умения видеть контекст, смысловое поле предмета или явления [1].
После окончания цикла занятий по разработанной программе нами было проведено контрольное диагностическое обследование детей, принимавших участие в занятиях. Его результаты показали, что воображение в исследуемой группе у детей улучшились : на 33% повысилось количество детей с коэффициентом оригинальности воображения выше среднего (после проведения занятий в группе стало на 5 детей с уровнем воображения выше среднего больше, чем до проведения занятий, на 24% повысилось количество детей с высоким качественным уровнем дорисовывания фигур (после проведения занятий в обследуемой группе также стало на 5 детей, показавших высокий уровень качества до-рисовывания фигур, больше, на 14% (2 ребенка) увеличилось количество детей, способных творчески разрешать противоречие в задаче «Странная картинка», и на 13% (2 ребенка) выросла группа детей, способных к творческому преобразованию действительности.
Таким образом, в нашей работе было показано, что у детей 5–6 лет после развивающей работы с использованием НТР повышается уровень коэффициента оригинальности при дорисовывании фигур, улучшаются качественные показатели уровня развития творческого воображения : детализированность рисунков, оригинальность сюжетов, а также улучшается способность к решению задач на выявление противоречия и творческого преобразования действительности.
Литература
1. Ануфриева Г. В., Вдовкина С. И., Огороднова О. В. Воображение и творчество // До-школьное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 47–52.
2. Гамезо, М. В. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общей ред. М. В. Гамезо. – М., Ось-89, 2007. – 352 с.
3. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошколь-ного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107–115. – URL : https://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm ( дата обраще-ния: 30.01.2020).
4. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Е. Е. Кравцова. – М. : Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
5. Кудрявцев, В. Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели (II) / Т. В. Кудрявцев. – URL : https://tovievich.ru/book/voobragenie/5543-kreativniy-potentsial-rebenka-opit-postroeniya-teoretikoeksperimentalnoy-modeli-ii.html (дата обращения 31.01.2020).
6. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – Санкт-Петербург: Изд-во «КАРО», 2016. – 96 с.