Сарапкина Оксана
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Это для того чтобы, развитие ручек ребенка и развитие речи были взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в садах так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» -все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием, лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы.
Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори.
Познают мир "Руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. И тут много новенького. Вернее, относительно новенького. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру- шнуровку" набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".
Игры-шнуровки Марии Монтессори:
1. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
4. Способствуют развитию речи;
5. Развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игрушками для ребенка. Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могли прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори.
В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом, цветом. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.
Прищепки можно также прикреплять к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя и складывая их в ритмический рисунок: по две-три рядом, а затем с промежутком и т. д. Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета.
Для игр могут использоваться различные по величине круги, к ним в зависимости от размера прикрепляется определенное количество прищепок. Например, К самому маленькому кругу три прищепки, К следующему по величине четыре или пять и т. д. Прищепки могут прикрепляться и к другим фигурам, например, к треугольникам, квадратам, овалам.
Игры с прищепками очень полезны для развития конструктивного мышления ребенка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: елочку, солнышко, морковку, тучку. Предложить ребенку сделать солнышко, т. е. прикрепить желтые прищепки-лучики к краям желтого круга, а затем- елочку. Для этого к краям зеленого треугольника ребенок крепит зеленые прищепки- веточки. Если к одному краю зеленой полоски прикрепить зеленые прищепки, получится травка. Используя синею тучку и синие прищепки-капельки, можно сделать тучку, из которой идет дождик. Главное не забывать сопровождать все действия речью. Диалог с ребенком во время любой игры основное условие его всестороннего развития.
Можно придумать самые разные истории и рассказать их вместе с малышом. Например, попросить его вспомнить картину, которую он мог наблюдать летом. Затем предложить ребенку самостоятельно составить картину, какую он видел, когда гулял на поляне. Повторить свой рассказ, попросить ребенка составить какую-то одну фигуру. Это уже игра «Составь фигуру». Ребенок прикрепляет к каждой фигуре определенное количество прищепок. Например, чтобы составить солнышко, надо взять пять прищепок желтого цвета, чтобы составить тучку, нужно взять четыре прищепки синего цвета, чтобы получилась елка, можно прикрепить с двух сторон треугольника прищепки зеленого цвета по три к большой елке и по одной к маленькой. Картину можно разместить на картоне, на полу.
Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными, например: «Еж и и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок. Из прищепок, «Корзина с морковью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок)и т. п.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно гам, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Так, на основе этого, было большое количество детей выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.