Наташа Кравцова
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» дошкольная ступень
Петропавловска камчатского городского округа
Статья на Тему:
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Подготовила воспитатель:
Кравцова Наташа Сергеевна
Петропавловск Камчатский, 2023
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аннотация. В статье рассматриваются главные особенности влияния дидактических игр на развитие мелкой моторики. Раскрыто понятие моторики с авторской позиции. Описана взаимосвязь понятий мелкая моторика и дидактическая игра. Приводятся примеры эффективности использования дидактических игр для развития мелкой моторики. Рассматриваются важные аспекты дидактической игры как ведущего вида деятельности ребёнка.
Ключевые слова: психологические особенности дошкольного возраста 3-4 лет, мелкая моторика, игровая деятельность, ведущий вид деятельности дошкольника, связь дидактической игры и психических процессов.
Современное образование в настоящее время развивается гораздо стремительно, осваивая новые формы и методы работы с детьми. Одной из наиболее распространенных проблем дошкольного образования на сегодняшний день остается проблема развития малкой моторики детей дошкольного возраста. Особый акцент сделаем на возраст 3-4 года, так как именно в этом возрасте ребёнок с удовольствием поддаётся развитию всех психических процессов.
Актуальность данной темы заключается в том, возникают трудности в развитии мелкой моторики детей 3-4 лет посредством игровой деятельности, а именно в процессе дидактической игры. Чаще всего развитие мелкой моторики происходит в традиционной форме, а сейчас это уже не эффективно потому,что личность в данной системе формируется только как объект воздействия, по определённому образцу, большее внимание уделяется процессу обучения,упуская при этом игровую деятельность дошкольника. Тем более для ребёнка 3-4 лет ведущим видом деятельности остаётся игра, в процессе которой лучше усваиваются и практические и теоретические навыки.
Стремление современной системы дошкольного образования помочь детям развиваться реализуется на самом деле не в полной мере, над этим вопросом нужно работать. Возникает вопрос как развивать мелкую моторику ребёнка 3-4 лет, не навредив психоэмоциональному состоянию ребёнка. но при этом у ребёнка должен возникнуть интерес в процессе развития. Итак давайте с вами разберёмся,что же такое мелкая моторика?
Проанализировав достаточное количество методической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, я выбрала наиболее точное определение,которое описывает всю сущность данного процесса.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук [1].
Развитие мелкой моторики тесно связано с нервной системой ребёнка, а также с многими психическими процессами: зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Не маловажную роль играет связь речи и мелкой моторики дошкольника, потому что в головном мозге ребёнка есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев.
Развитие мелкой моторики рук является важным психологическим процессом, потому что отделы мозга ребёнка, которые отвечают за речь и управление пальцами, расположены очень близко друг к другу,следовательно они могут взаимно активизироваться.
Развитие мелкой моторики включает в себя :
1. развитие хватательных движений, которая подразумевает работу с разными свойствами предметов (захват предметов разных разметов)
2. работа над хватательными движениями тремя, которая подразумевает работу с разными веществами.
3. развитие умения комбинировать несколько вещей
Лучше всего развитие мелкой моторики детей 3-4 лет происходит посредством игровой деятельности, а именно с помощью специально подобранных дидактических игр.
Исходя из психологической составляющей ребёнка, мы с вами знаем, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является -игра. Именно в процессе игры ребёнок интереснее проходит развитие мелкой моторики.
Посредством дидактической игры дети не только развивают мелкую моторику, но и учатся взаимодействовать друг с другом, приобретают необходимые коммуникативные навыки, учатся правилам поведения, принятым в обществе, взаимодействует, пытаются создать коллективные отношения.
Приведем примеры дидактических игр, которые будут способствовать развитию мелкой моторики детей 3-4 лет. С данными играми необходимо ознакомить родителей и дать соответствующие рекомендации. Игры могут быть разного характера и содержания. Например: пазлы, работа с крупой,песком, комбинирование разных предметов, игры с природным материалом.
1. Игра "Повторяй за мной "
Цель: развитие мелкой моторики детей 3-4 лет
Правила игры: Воспитатель с помощью пальцев изображает любую придуманную им фигуру. Ребёнок должен отгадать что это, а затем повторить движения за воспитателем. Роли могут меняться.
2. Игра"Волшебная крупа"
Цель: развитие мелкой моторики детей 3-4 лет
Правила проведения игры: Данная дидактическая игра способствует эффективному развитию тонкой моторики. Ребёнку предлагается два мешочка с разной волшебной крупой. Нужно смешать крупу на любой ровной поверхности, а затем разделить крупу по разновидностям в разные кучки. Лучше всего данную игру проводить в виде соревновательных состязаний.
Рекомендуемая крупа: горох и чечевица.
Таким образом, грамотно подобранная дидактическая игра способствует развитию мелкой моторики ребёнка. Играя в дидактические игры, ребенок получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, интеллектуальные качества и физические способности. Следовательно, игровая деятельность оказывает существенное положительное влияние на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Список использованных источников:
1. Запорожец А. В. Большой психологический словарь. Под ред. Зинченко
В. П., Мещерякова Б. Г. -М. :2003. с. 624
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2016
3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2013- N1.