Получи документы

Знакомство с речевым аппаратом

Анна Владимировна Фоминцева
Знакомство с речевым аппаратом
▼ Скачать + Заказать документы

Давайте познакомимся с нашим речевым аппаратом. У многих из нас сформировалось стойкое мнение, что речевой аппарат, это, собственно, язык, губы, может быть, ещё и щёки. На самом деле он состоит из двух взаимосвязанных между собой частей: регулирующей и исполнительной. И если какая-то из частей нарушена, то и речь в целом будет страдать.

Регулирующий речевой аппарат

находится в головном мозге, он состоит из коры головного мозга (как правило, левое полушарие, подкорковых узлов, проводящих путей и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. В регуляции речевой деятельности принимают участие лобная, височная, теменная и затылочная доли головного мозга.

Публикация «Знакомство с речевым аппаратом» размещена в разделах

1 - двигательный центр; 2 - чувствительный центр; 3 - центр зрения; 4 - центр слуха; 5 - моторный центр речи; 6 - слуховой центр речи.

Какие же функции они выполняют?

Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи.

Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи.

Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации.

Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.

От головного мозга отходят нервы, обеспечивающие нервными импульсами мышцы лица, гортани, голосовых складок, языка, глотки и других органов.

Исполнительный речевой аппарат состоит из трех отделов: Дыхательного, голосового, артикуляционного.

Дыхательный аппарат

Произношение звуков невозможно без дыхания. К этому отделу относятся грудная клетка, легкие, бронхи и трахея. Речевое дыхание отличается от обычного своей преднамеренностью. При молчании человек дышит автоматически, а при пении или речи вдох и выдох совершаются при активном участии диафрагмы и брюшного пресса. В обычном состоянии длительность вдоха и выдоха почти одинаковая, во время речи выдох длится значительно дольше вдоха. Сила голоса, качество речевых звуков во многом зависят от того, насколько ребенок может управлять своим выдохом: его продолжительностью, силой, возможностью концентрироваться на произнесении отдельных звуков, слогов, слов.

Поэтому очень важно вырабатывать правильное речевое дыхание, делать с малышом дыхательную гимнастику. Эти упражнения будут полезны не только ребенку, но и родителям.

Голосовой аппарат или Как же происходит образование голоса?

Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Воздушная струя заставляет их вибрировать. В результате чего движение струи выдыхаемого воздуха превращается в колебание воздуха, которое воспринимается нами как звук голоса.

Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Многие звуки образуются с помощью голоса. Звуки речи возникают в ротовой и носовой полостях; эти полости разделяет небо, передняя часть которого - твердое небо, а задняя часть - мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком.

Главную роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря подвижности органов - губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Основными органами, формирующими звуки речи, являются язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо.

Артикуляционный аппарат

Самый важный орган артикуляции - язык. Он состоит из мышц, идущих в разных направлениях, поэтому он может производить разнообразнейшие движения. У языка есть кончик, спинка (передняя, средняя и задняя ее часть, боковые края и корень. При помощи языка образуются все гласные и почти все согласные звуки, поэтому от того, каков у человека язык, во многом зависит качество произношения и чистота речи.

Важная роль в образовании звуков речи так же принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам (бугоркам у верхних зубов).

Вот мы и узнали - как возникает человеческая речь,

и какой это сложный многоплановый процесс.

Публикации по теме:

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Знакомство с пожарной машинойЗнакомство с пожарной машиной Цель: Формирование знаний о технике, помогающей человеку тушить пожар. Задачи: Познакомить детей с пожарной машиной, внешнем виде и её.

Фотоотчет «Знакомство с нефтью»Фотоотчет «Знакомство с нефтью» Уважаемые коллеги предоставляю вашему вниманию фотоотчет проведения проекта «Знакомство с нефтью». Выбор темы проекта не случаен. В моей.

Фотоотчёт «Знакомство с Адмиралтейством»Фотоотчёт «Знакомство с Адмиралтейством» Дети десятой группы ГБДОУ детский сад №92 продолжили знакомство с достопримечательностями родного города. Воспитанники в ходе презентации.

Фотозарисовки «Мое знакомство с Будапештом»Фотозарисовки «Мое знакомство с Будапештом» Доброго всем вечера, уважаемые коллеги. Продолжаю делиться с вами о моих путешествиях и знакомством с новыми странами и городами. И.

Фотозарисовки «Моё знакомство с Веной»Фотозарисовки «Моё знакомство с Веной» Помнит Вена,помнят Альпы и Дунай, Тот цветущий и поющий,яркий май. Вихри венцев в русском вальсе, Сквозь года. Помнит сердце, не забудет.

Моё знакомство с мандалойМоё знакомство с мандалой Пробегая по просторам интернета взгляд мой остановился на рисунках и раскрасках, так называемых «антистрессах». О! При нашей не совсем спокойной.

Моё знакомство с мандалой (продолжение)Моё знакомство с мандалой (продолжение) Как я познакомилась с мандалой, я рассказывала в первой части http://www.maam.ru/detskijsad/mo-znakomstvo-s-mandaloi.html для тех, кто не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с речевым аппаратом
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 11:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с речевым аппаратом» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Фоминцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД