Воронова Карина Ивановна
Проектная деятельность как средство формирования начальных представлений о видах спорта у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Формирование основ здорового образа жизни является важной задачей на сегодняшний день, среди детей старшего дошкольного возраста. И важным направлением является формирование начальных представлений о видах спорта, что способствует лучшему пониманию основ физической культуры.
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования начальных представлений о видах спорта у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Спорт. Конспекты занятий
- Темочки
В системе современного образования и воспитания детей и молодежи, педагогическая деятельность может обеспечить грамотное построение физкультурно-оздоровительной работы. Данная работа согласно ФГОС дошкольного образования предполагает не только овладение разнообразной двигательной деятельностью, повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, но и формирование системы представлений о видах спорта.
В настоящее время в стране принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором физическая культура и спорт рассматриваются, как одно из средств по профилактике заболеваний, укрепления здоровья [5].
Что касается старшего дошкольного возраста, то у детей в данный период формируется познавательное отношение к действительности. Дети социализируются, осуществляется становление их интересов, они достаточно быстро принимают всю получаемую информацию и запоминают ее. В дальнейшем это оказывает благоприятное влияние на их личностное развитие. Дошкольники не имеют большого опыта и самостоятельно не владеют информацией, которая могла бы развить у них интерес к занятиям физической культурой и спортом. Важна в первую очередь поддержка взрослых. Так как большое количество времени дети проводят в образовательных организациях, то внимание педагогов должно быть направлено на то, чтобы уделить особое внимание данному вопросу.
Формирование начальных представлений о видах спорта — важная часть культуры личности. Изучение истории мира спорта должно стать частью образования любого человека. Положения и методические подходы к организации проектной деятельности рассмотрели такие исследователи как: Д. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьев, У. Х. Килпатрик, М. В. Крупенина, Н. Г. Чернилова. Обнаружены исследования, посвященные вопросам олимпийского образования детей дошкольного возраста, которые провели: Т. В. Волосникова, С. Ю. Гребенникова, О. В. Козырева, Е. А. Тупичкина, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др. в связи с этим обосновывается, что интерес ученых к данному вопросу большой и требует дальнейшего изучения.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.
Многими исследованиями подчеркивается, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта, и важно в данный период развивать данную работу более активно, не упустить данный этап. По мнению Утробиной К. К. при формировании у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта педагогу необходимо особое внимание обращать на развитие исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательной деятельности детей [3]. Именно они дают возможность получить большую результативность.
К концу 6-го и 7-го года жизни сформированность личностных сторон ребенка приобретает особый характер. Определяется наличие нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер развития.
Существуют различные методы работы по формированию представлений о видах спорта детей дошкольного возраста. Одним из самых популярных и эффективных средств является проектная деятельность. С помощью проектной работы ребенок не только закрепляет свои знания, но и развивается творчески, развивается в коллективе, так как данный процесс может происходить в группе. Таким образом, развиваются коммуникативные навыки, умения самостоятельного поиска информации.
Н. Е. Веракса определяет проектную деятельность как сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса [1].
Другими словами, проектная деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность детей, имеющая определенную структуру, методы реализации и направленная на достижение конкретного результата, которым является заранее планируемый продукт.
Преимущества проектной работы по формированию представлений о видах спорта :
у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит от него
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом
в проектной группе формируются навыки сотрудничества
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, раскрывать вопрос о нескольких видах спорта, тем самым расширяются знания.
Таким образом проектная деятельность может обеспечить эффективную и слаженную работу и закреплять знания практически. Образовательный процесс заинтересовывает дошкольников: ребята самостоятельно собирают материал по теме, чувствуют свою значимую роль и ответственность. Когда дети самостоятельно приобретают знания, они лучше закрепляют материал и желают углубиться в вопрос более подробно, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования.
Список литературы
Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика — Синтез, 2012. – 112 с.
Карабаева С. И., Хуртина Н. Н. Формирование представлений об олимпийских играх у детей старшего дошкольного возраста / С. И. Карабаева, Н. Н. Хуртина // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. 2015. – С. 68 — 72
Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду / К. К. Утробина. М. : Просвещение, 2003. — 177 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007 N 329-ФЗ
Филиппова, С. О. Олимпийское образование дошкольников / С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128 с.