Елена Изетова
Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы. В последние десятилетия общество предъявляет немалое количество требований к подрастающему поколению. Творческая и активная личность выступает как движущая сила и залог успешной деятельности в различных сферах будущего нашей страны. Поэтому к воспитанию такой личности необходимо прилагать усилия уже в дошкольном возрасте. Следовательно одной из главных задач дошкольного учреждения – обеспечить развитие творческой личности ребенка. Созданные развивающие предметно-пространственные условия в таком учреждении, а также использование разных видов детской деятельности, способствуют активному развитию и проявлению познавательных и творческих способностей ребенка. Благодаря творческой деятельности, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности.
Публикация «Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важное место в развитии и воспитании дошкольников принадлежит игре, как одному из главных видов детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования всесторонне развитой личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Мнение о том, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового ушло в прошлое. На сегодняшний день подвижная игра выступает деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит, способна обеспечить приобретение ребенком жизненных впечатлений, формирование его личности. Раскрытие творческого потенциала, познание ребенком себя и своих возможностей начинаются с чувств. Именно подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Поэтому педагоги дошкольных учреждений совместно с родителями должны понимать, что очень важно воспитывать у детей желание играть в подвижную игру, ведь именно благодаря ей ребенок учится самореализовываться.
Анализ исследований и публикаций. Изучение темы творчества всегда имело немаловажное место в науке. Ученые прошлых лет говорили о необходимости развития в ребенке нечто «такого», что будет его отличать от всех. С середины ХХ века изучения на данную тему стали увеличиваться, появились понятия категорий о детях с творческими способностями и отражались в работах Л. А. Венгера, Н. Е. Вераксы Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. Г. Игнатьева, В. А. Крутецкого, Р. С. Немова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского. Подвижная игра выступает важным воспитательным институтом. В процессе подвижных игр развиваются не только физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Полольный, М. Мид). О важности использования подвижных игр для полноценного и своевременного физического развития детей говорил П. Ф. Лесгафт и его последователи.
Цель данной статьи – раскрыть возможности подвижных игр с целью формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день в педагогической, психологической и философской литературе выделяют различные подходы к определению понятия творчества. Если обратиться к философии, то мы увидим, что философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества.
Философская энциклопедия определяет творчество следующим образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» [8, с. 762].
При обращении к психологическому словарю, мы видим, что творчество трактуется как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [7, с. 286].
Педагогика определяет творчество как «высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [5, с. 397].
По словам Г. С. Батищева творчество «это способность создавать любую принципиально новую возможность» [1, с. 358].
Таким образом, можно подвести итог, что творчество – деятельность, результатом которой является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игра, в ней отражаются основные события жизни взрослого. В условной обстановке игры, которая создается воображением ребенка, очень много настоящего, сами действия участников игры, в их понимании, реальны, чувства и эмоции подлинны
М. Монтессори говорила, что игра – это работа ребенка, она имеет важное значение для полноценного развития детей, особенно дошкольников [4, с. 186].
Жизнь в современном мире постепенно способствует к снижению физической подготовленности детей, что приводит к ухудшению их здоровья. Из-за этого встал вопрос о необходимости компенсирования недостатка движения для полноценного физического и психического развития. Для детей дошкольного возраста одним из эффективных средств физического развития выступают игры и не просто игры, а игры в которых они будут активно участвовать и передвигаться, т. е. -подвижные.
При обращении в Российскую педагогическую энциклопедию мы видим, что «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [5, с. 154].
Выдающийся русский ученый П. Ф. Лесгафт выдвинул обоснование теоретического определения игры, как средства и метода физического воспитания. По мнению педагога, ценность игры заключается прежде всего в том, что она как упражнение готовит ребенка к жизни. П. Ф. Лесгафт одним из первых говорит о таких ценностях игры: осознанность, интеллектуальность действий, возможность обучения детей управлению своими движениями; вероятность формирования личностных качеств. Таким образом, ценность игры по П. Ф. Лесгафту заключается в неповторимой возможности формирования в ребенке телесной и духовной гармонии, его творческом познавательном отношении к себе и к окружению [3, с. 123].
По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [2, с. 87].
По утверждению В. Л. Страковской «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [9, с. 93].
Подвижные игры составляют многообразный и самостоятельный мир ребенка. Подвижная игра, помимо развития физических качеств, также выступает движущей силой в развитии интеллекта, фантазии, воображении.
И. С. Дмитриенко выделил классификацию подвижных игр.
1. Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно могут принимать участие большое количество человек.
2. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно возникают по инициативе детей. В таких играх каждый ребенок может устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их.
3. Собственно (элементарно) подвижные игры. Они направленны на достижение условной цели, которую установил сам ребенок. Для того, чтобы достичь цель от участников необходимо активно выполнять двигательные действия, а выполнение зависит от творчества и инициативы самих играющих. Эти действия устанавливаются правилами игры.
4. Спортивные игры. Правила в них строго регламентированы, они подразумевают использование специальных площадок и оборудования. Для этих игр характерна сложная техника выполнения движений. Спортивные игры рассчитаны на определенное количество игроков[6].
У детей дошкольного возраста очень хорошо развито воображение. Благодаря этому дети могут с удовольствием летать как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», а также изображать придуманного героя. Таким образом дети стремятся придать изображаемому образу живой характер.
Существенной чертой в развитии творческих способностей через подвижные игры выступает возможность видоизменять их содержания и формы организации. Педагог изначально сам, а затем, постепенно привлекая к этому детей, преподносит им хорошо знакомые игры в различных вариантах. Дети могут добавлять героев, видоизменять ход игры и заключающую часть. Эта вариативность не только поддерживает интерес к двигательной активности, но и обогащает игровой опыт ребенка, способствует подходить к заданию нестандартно и творчески выполнять хорошо знакомые действия. Немаловажным является и то, что подвижная игра способствует развитию не только способностей, но и развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры ребенок не только обозначает и сопровождает все свои действия словами, но и выражает свои мысли и эмоции.
Значимым этапом формирования детского творчества выступает умение без помощи взрослого организовывать двигательные игры. Дети с большим желанием соглашаются выполнять такие задания. Наивысшим показателем детского творчества является придумывание подвижных игр по мотивам знакомых художественных произведений. Дети дошкольного возраста в процессе подвижной игры построенной на основе сказки, смогут примерять на себя различные роли, развивать сюжет, полагаясь на свое воображение. Также разрешено комбинировать несколько сюжетов разных произведений для создания насыщенной игры, в которой сможет принять участие большее количество детей. Атмосфера при этом должна выступать благоприятным условием для плодотворной работы, ребенок должен быть окружен добротой и весельем. Важно, чтобы дети взаимодействовали с друг другом и учитывали мнение каждого.
Творческие способности в подвижных играх, развиваются не спонтанно, а постепенно: сначала дети продумывают комбинацию движений, а со временем эта комбинация становится индивидуальной. Предлагая различные варианты игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети могут поменять название игры и ввести в нее новые персонажи.
Выводы. Таким образом все выше сказанное, позволяет сделать вывод, о том, что этап дошкольного возраста характеризуется наибольшими возможностями для развития детей. Подвижные игры в образовательном процессе дошкольной организации выступают как эффективное средство для развития творческих способностей детей. В таких играх дети проявляют свою фантазию, нестандартно подходят к решению проблем возникших в процессе игры и устанавливают контакт для взаимодействия с друг другом. Необходимо как можно чаще знакомить дошкольников с новыми видами игр для обогащения их собственного опыта. При этом стоит учитывать возрастные особенности, уровень подготовленности и индивидуальные различия. Следует предоставлять детям возможность выбирать самим вид игры и не запрещать им видоизменять сюжет, это будет способствовать привлечению как можно большего количества играющих.
Резюме. Данная статья посвящена вопросу использования подвижных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Даны определения основным категориям темы и рассмотрена классификация подвижных игр. В развитии творческих способностей детей важное место отводится подвижным играм. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.
Список литературы
1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества /Г. С. Батищев. – С – Петербург: Изд-во РХГИ,1997. – 464 с.
2. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учебник для студ. пед. Вузов /М. Н. Жуков. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
3. Лесгафт П. Ф. Избранные пед. Сочинения / П. Ф. Лесгафт. – М. : Академия, 1952. – 321 с.
4. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики /М. Монтессори. – M.: Сотрудник школ, 2006. – 375 с.
5. Пeдaгoгичecкий энциклoпeдичecкий словарь. – М. : Бoльшaя Рoccийcкaя энциклoпeдия, 2008. – 528 c
6. Подвижные игры как средство творческого воображения дошкольников [электронный ресурс] //Режим доступа: https://studwood.ru/1289958/pedagogika/podvizhnye_igry_sredstvo_razvitiya_tvorcheskogo_voobrazheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta/
7. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
8. Степин В. С. Новая философская энциклопедия: Ин-т философии РАН /В. С. Степин. – Москва: Мысль, 2010. – 1231 с.
9. Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей /В. Л. Страковская. –М. : Медицина, 1978. – 185 с.