Ольга Глазкова
Статья на тему «Роль развития эмоций детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развития эмоций детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Глазкова Ольга Юрьевна
Уже к рождению человека все мышцы лица для мимики сформированы, но не развиты так как у взрослых. Хотя, такие эмоции, как горе, страх, интерес печаль, удивление можно наблюдать уже у младенцев. Поэтому очень важно, чтобы мама умела определять настроение своего ребёнка и показать ему своё. Очень важно, чтобы ребёнок научился тоже читать настроение других людей.
Публикация «Статья на тему „Роль развития эмоций детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Но есть и такие случаи, когда у умственно отсталых детей плохо развита мимическая выразительность. Обычно это бывает у всех таких детей. И отсталость в выразительности мимики очень заметна в отличие от нормальных детей.
Некоторые дети не могут даже по заданию выполнить действия (поднять брови, сдвинуть их к носу). А некоторые не только выполняют эти действия, но и добавляют ещё и свои (нахмурить брови, а он ещё поднимает руки, закроит глаза и т. д.).
Поэтому очень важно уже в младенческом возрасте наблюдать за ребёнком и настораживаться если вы обнаружите у него амимическое лицо.
«По метрической шкале лицевой психоматорики Л. А. Квинта (1931) произвольно поднимать брови ребёнок может к четырём годам, нахмуривать брови к семи годам. Отставание в развитии лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но чище всего у детей с задержкой в развитии» (Станиславский К. С.)
Осанка и поза так же имеет большое значение в создании блика человека.
Осанка – это положение головы и туловища, голова может быть прямой, склоненной набок, втянута в плечи, откинутой назад, опущенной вниз. Туловище может находиться во всевозможном положении.
Поза так же разнообразна, а могут быть однообразны, может быть естественны, а могут искусственные, грациозные – скованные. Он могут меняться постепенно или быстро, замедленно или порывисто, плавно или резко.
Характер человека определяется в общем виде: скованные, естественные, величественные, подавленные, приниженные, развязанные. Так же может быть сутулым, распрямленным, сгорбленным, стройным, без резких особенностей, напряжённым, расслабленным.
Для того, что бы развить мимическую выразительность необходимо проводить с детьми систематические упражнения или театрализованные игры.
Очень важно научить детей понимать и выражать с помощью мимики и пантомимики свои чувства. Это помогает в общении со взрослыми и сверстниками. Не умея выражать свои чувства, собеседник может не понять его и оценить не правильно. Так же, эти дети не могут сами прочитать жесты, что ведёт к недопониманию. Дети со слабой выразительностью эмоций могут приобрести неврозы. Которые в дальнейшем будут наслаиваться друг на друга.
Радость.
Это легко узнаваемая эмоция. Появление радости заключается: уголки губ оттягиваются к верху, около глаз появляются морщинки, глаза яркие.
Радость выражается и узнаваться с младенчества. Возникновение у ребёнка улыбки при виде склонённого к нему лица взрослого является важнейшем показателем нормального психического развития. Его улыбки при сосредоточении взгляда на подвешенные игрушки говорят, что ему нравиться их рассматривать.
Улыбки возникают у детей и в связи с действиями. Важны эмоции радости и на различные ситуации связанные с восприятием предметов: успешные действия вызывают положительное эмоциональное сосредоточение, движущее процесс познания. Радость от своих действий стимулирует малыша к творческому поиску в играх.
Что ребёнок может своими эмоциями : привлечь взрослого, вступить в общение, а не кричать до тех пор, пока к нему не подойдут.
Радость нельзя вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определённые ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.
Гнев.
Гнев у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперёд нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией.
Отличать улыбку от гнева дети могут уже к двум годам жизни, но часто путают понятия «сильный» и «гневный».
Однако ни дети ни взрослые не могут адекватно воспроизвести гнев.
Огорчение.
Отрицательная эмоция : опущенная голова, глаза смотрят вниз, уголки губ опущены вниз, руки тоже опущены, все мышцы тела расслаблены.
Огорчение у детей произвольно начинает имитироваться с четырёх лет.
Признаки уныния у ребёнка является моторная заторможенность, подавленность, нежелание играть, несчастное выражение лица. Негативные эмоции тормозят интеллектуальное развитие ребёнка. Важно уметь взрослому вовремя выводить ребёнка из печального состояния.
Удивление.
Это кратковременная и очень неопределённая эмоция. Для проявления этого чувства должна быть обязательная неожиданность. Вслед за удивлением следует другая эмоция радость или огорчение, в зависимости от ситуации.
Детское удивление начинает появляться уже в пять месяцев.
Выражается удивление: приподнятые брови, раскрытый рот, плечи приподняты, руки слегка раздвинуты в стороны.
Страх.
Глаза расширены, рот приоткрыт. Пантомимика может быть всевозможной, но главный признак: сжатые движения, уходят как бы в себя, возникает множество барьеров.
Страх может возникнуть у детей по разным причинам, зависит от возраста. Проявляется страх с самого рождения. Пятимесячный ребёнок боится практически всё новое: новое лицо, новые предметы, необычные ситуации. Привыкая к новому, необычному ребёнок перестаёт бояться. Позднее появляются страхи темноты, пожара, несчастий с близкими и другие.
Осознание детьми, что другому страшно – начинается с пяти лет. Но адекватно имитировать выражение страха дети и взрослые не могут.
Выражение эмоций очень богато, но и сложно для детей. Дети, практически не могут правильно выражать свои эмоции, а значит не могут прочитать их у взрослых и сверстников. Это связано с тем что, дети часть общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Кроме того, современные родители как бы стыдятся чувств как своих, так и своих детей. Выросла значительное количество запретов (особенно для мальчиков) на слёзы, страх, агрессию и т. д.
Именно по всем этим причинам необходимо детей учить эмоциям : как их выражать и что они означают.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы небыли в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности.
Не смотря на то, что ребёнок может выражать эмоции с помощью мимики и пантомимики, он не может преднамеренно их выразить. Некоторые эмоции даже взрослый в точности не может передать то или иное выражение. И лишь со временем с помощью специальных средств, ребёнок учится выражать их. Задача воспитателя: сформировать и развивать умение пользоваться мимической и пантомимической выразительностью.
Литература:
1. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами // Дошкольное воспитание №7. с. 65, 1981.
2. Волосова Е. Что означает первая улыбка младенца. //Дошкольное воспитание. №9-10 стр. 52; 1992.
3. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание №1 с. 20, 2003.
4. Изард К. Э. Психология эмоций. Издательство Питер, 2000.
5. Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя, издательство Наука, 1979.
6. Станиславский К. С. Об искусстве театра. Избранное. М. : ВТО, 1982