Лучший педагог года

Особенности познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте

Абдюкаева Зульфия
Особенности познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Данная статья посвящена обзору особенностей развития познавательной сферы старших дошкольников. Старший дошкольный возраст – это период познавательного развития, формирования произвольности познавательных процессов, познавательных интересов. Основой любого познавательного развития являются противоречия между уже имеющимися знаниями, умениями, навыками и новыми познавательными задачами. Поэтому задача педагогов дошкольных образовательных учреждений уметь ставить перед детьми новые посильные задачи, опираясь на понимание зоны ближайшего развития.

Публикация «Особенности познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте у детей происходят изменения во всех сферах психического развития : восприятии, внимании, речи, мышлении, эмоциональном развитии, памяти, воображении.

Все перечисленные выше составляющие познавательные способности детей старшего дошкольного возраста характеризуют познавательную активность, которую необходимо развивать.

Ключевые слова.

Познавательная сфера развития, психическое развитие, восприятие, речевое развитие, словесно – образное мышление, абстрактное мышление, эмоциональное развитие, воображение, осмысленность, произвольное внимание,сензитивность, операции сериации, мотивационная сфера

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском новых подходов к обучению и воспитанию детей в педагогической теории и практике. В новых условиях возникает необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. На современном этапе развития общества перед системой образования ставится задача воспитания человека, обладающего глубокими знаниями и видами деятельности, позволяющими применять знания для творческого решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций.

Значимость работы педагога по познавательному развитию детей отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

В научной литературе проблемой познавательного развития дошкольников занимались такие ученые как, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др. Во многих исследованиях развитие познавательной сферы связывается с мышлением, памятью, вниманием, воображением, то есть познавательная сфера предстает как синтез познавательных процессов (В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и др.). Помимо познавательных процессов в структуру познавательной сферы личности включаются познавательный интерес и познавательная активность детей (Л. А. Венгер, О. В. Дыбина и др.).

Так как дошкольное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и профессионального образования, его характер, содержание, методы и формы во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку в дошкольном возрасте имеются наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей.

Каждому возрасту присуще свое неповторимое, характерное социально- психологическое развитие. Старший дошкольный возраст – это период познавательного развития, формирования произвольности познавательных процессов, познавательных интересов. Идет интенсивное формирование логического мышления, появляются элементы абстрактных рассуждения.

Старший дошкольный возраст – это период, когда обогащаются представления детей на основе различных видов деятельности, в первую очередь игры, общения со взрослыми и сверстниками, продуктивной деятельности. В результате, у старших дошкольников создаются предпосылки для развития умений мыслить логически, критически оценивать информацию, познавать новые свойства предметов и объектов окружающей действительности. Ребенок учится действовать не только во внешнем, но и внутреннем плане.

Часто дети не только задают вопросы, но и стремятся найти ответ с использованием своего маленького опыта, чтобы объяснить непонятное, а иногда и проводят эксперименты.

Основа познавательного развития ребенка – противоречия между сформировавшимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результатов методом проб и ошибок, а также новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникли в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется процесс восприятия, который превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Восприятие теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия ребенка дошкольного возраста выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. В старшем дошкольном возрасте зрительное восприятие под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды) развиваются и совершенствуются. Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени, ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты) также еще допускают ошибки.

Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Создаются условия для формирования произвольного внимания. По мере развития дети учатся управлять своим вниманием, направлять его на определенные объекты и явления, удерживать внимание. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен удержать в своем сознании 5-6 предметов или явлений. Ребенок может видеть двойственные изображения. Однако объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и мало отличных друг от друга объектов (например, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба объекта (рассказа) сливаются в его восприятии.

Длительность и качество внимания начинают зависеть от воли, сознательного усилия самого человека, внимание становится опосредованным. Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием на протяжении довольно длительного времени, его надо просить больше рассуждать вслух. Дети способны продуктивно заниматься одним и тем же делом 20-25 минут. Устойчивость внимания существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так максимальная длительность одной игры к шести годам она возрастает до полутора часов.

Таким образом, у старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но все же распределение и переключение еще очень слабо развиты. Они развиваются в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

Важную функцию начинает играть мышление и речь, при этом речь выполняет регулирующую и планирующую функцию, что позволяет направлять внимание на нужные в данный момент времени объекты или действия. Дети старшего дошкольного возраста способны выполнять задания по словесной инструкции, проговаривать ее, осуществлять контроль.

У детей старшего дошкольного возраста запоминание превращается в особый целенаправленный процесс – внутреннее действие, занимая новое место в структуре деятельности ребенка. Г. А. Урунтаева отмечает, что если в младшем дошкольном возрасте главным видом памяти является образная, то в старшем дошкольном возрасте создаются условия для развития словесно-логической памяти. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления, и как следствие, памяти. К семи годам у детей формируются навыки самоконтроля, что ведет к тому, что дети контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал.

Качественно изменяются показатели мышления детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей старшего дошкольного возраста качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В первую очередь дети осваивают операции анализа и синтеза. Также у старшего дошкольника изменяется характер обобщений. Постепенно дети старшего дошкольного возраста переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видовых и родовых признаков.

В этом возрасте дети учатся осуществлять операцию классифицирования и обобщения, у них формируются представления о многообразии предметов окружающего мира и умение объединять их в группы на основании различных признаков. Прежде всего дети старшего дошкольного возраста учатся группировать предметы, которые имеются в их окружении – предметы мебели, посуды, игрушки, одежду и другие. Затем дети учатся дифференцировать и группировать предметы, которые ими не используются в повседневной жизни (дикие животные, птицы, инструменты, профессии и другие).

В исследованиях Е. О. Смирновой показано, что у детей старшего дошкольного возраста совершенствуются операции сериации объектов, установления между ними связей. При этом доказано, что при организации соответствующего обучения дети могут осваивать логические операции, что в свою очередь создает предпосылки для развития критического мышления.

Т. П. Зинченко отмечает, что развитию мышления детей старшего дошкольного возраста способствует использование различных видов логических задач, проблемных игровых ситуаций, в результате чего повышается интерес детей, мотивация для решения познавательных задач. Все это дает возможность для формирования в старшем дошкольном возрасте умений словесно-логического мышления.

Словесно-логическому мышлению предшествуют такие виды мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Только когда ребенок овладеет данными типами мышления, его можно и даже нужно учить мыслить критически. Такое возможно, когда ребенок уже овладевает собственной речью и начинает задавать вопросы о существующей действительности. По мнению А. Р. Лурии, характерными особенностями мышления дошкольников старшего возраста являются : оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений.

Старший дошкольный возраст является сензитивным, то есть благоприятным, для развития воображения. Воображение становится произвольным, управляемым. Складываются предпосылки для развития творческого воображения, которое проявляется в различных видах деятельности, в первую очередь, в сюжетно-ролевой игре, а также в различных видах художественной деятельности – рисовании, лепке, конструировании и других. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим.

Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. Воображение становится особой деятельностью, которая приобретает осознанный, целенаправленный характер, превращаясь в фантазирование. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает способы создания образов, которые, как правило, используются неосознанно.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

И. А. Ряскина, Н. В. Зыкова также подчеркивают, что развитию произвольного, творческого мышления детей старшего дошкольного возраста способствуют восприятие, произвольное внимание и запоминание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Все это в совокупности создает условия для развития воображения у детей, что дает возможность создавать новые образы.

Старший дошкольный возраст – это период развития речи, пополнения активного словарного запаса, усвоения лексико-грамматической стороны речи. К семи годам произносительная сторона речи максимально приближена к речи взрослых, ребенок владеет навыками звукового анализа, что является предпосылкой для овладения грамотой в период обучения в начальной школе. По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, расширения контактов с окружающим миром и взрослыми, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка как в количественном, так и в качественном аспектах. Развитие лексико-грамматической стороны речи способствует совершенствованию связной речи, как монологической, так и диалогической. Речь становится внеситуативной, формируются познавательные, деловые мотивы общения.

В личностной сфере старших дошкольников в различных видах совместной деятельности – игровой, продуктивной, трудовой – формируются мотивация, эмоции, навыки взаимодействия и сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками, развиваются коммуникативные умения (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова).

В мотивационной сфере детей старшего дошкольного возраста происходит последовательное развитие мотивов поведения и воли. Важным новообразованием в развитии личности старшего дошкольника является соподчинение мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом, что также отражается на формировании воображения.

В старшем дошкольном возрасте формируются познавательные интересы, которые определяют направленность личности и избирательное отношение к тем или иным сферам окружающей действительности, а также стремление получить новые знания в различных видах деятельности. У старших дошкольников познавательный интерес проявляется в потребности открыть новое для себя знание, поэтому они задают вопросы, играют, экспериментируют, общаются со сверстниками и взрослыми. Особенностью проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста является наличие ярких положительных эмоций и переживаний.

В старшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для развития познавательной сферы. К ним можно отнести:

начало формирования произвольности всех познавательных процессов;

развитие мыслительных операций и переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;

активное использование речи в процессе познавательной деятельности;

формирование коммуникативных умений и навыков, внеситуативно-личностная форма общения со сверстниками и взрослыми, стремление к коммуникации в процессе совместной познавательной деятельности;

дифференциация мотивов, формирование избирательной направленности к определенным видам деятельности, развитие познавательного интереса, стремление удовлетворить познавательные потребности;

интерес к изучению не столько внешних признаков явлений или объектов, а раскрытию внутренних связей и отношений;

проявление положительных эмоций в процессе познавательной деятельности;

формирование волевых качеств личности, которые позволяют осуществлять познавательный поиск (самостоятельность, инициативность, ответственность и другие).

Рассмотрим особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.

Как отмечает Н. В. Микляева, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста включает в себя четыре компонента – интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный. Интеллектуальный компонент познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – это комплекс познавательных процессов, которые позволяют осуществлять процесс познания. Также в данный компонент включаются различные поведенческие реакции, особенности личности, готовность к познавательной деятельности через определенный настрой, концентрации внимания, проявление интереса.

Мотивационный компонент познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – это комплекс познавательных потребностей и мотивов, которые направляют на выполнение определенных познавательных действий и решение поставленных задач. В основе мотивационного компонента лежит познавательный интерес, который побуждает к действию и проявлению познавательной активности для удовлетворения и реализации познавательной потребности.

Эмоционально-волевой компонент познавательной активности детей– это совокупность эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного возраста, а также волевых усилий, которые он прилагает при выполнении познавательных действий. Эмоциональные состояния и волевые качества тесно связаны между собой и составляют единое целое. Положительные эмоции способствуют поддержанию познавательного интереса, проявлению познавательной активности и волевых усилий.

Эмоции дают возможность для подкрепления и поддержания познавательной активности детей, придают личностный, значимый смысл деятельности. При этом формирование положительных эмоций и чувств в процессе познания должен подкрепляться волевыми качествами, которые выступают в роли регулятора поведения и задают определенное направление для проявления познавательной активности.

Для запуска эмоционально-волевого компонента познавательной активности необходимо, во-первых, формирование эмоции интереса, радости предстоящего открытия, которые влияют на направленность внимания детей дошкольного возраста, во-вторых, волевые усилия, которые определяют ход и течение процесса познания.

Деятельностный компонент познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – это совокупность познавательных действий, операций, которые направлены на достижение цели деятельности. Также в данный компонент включаются различные качества личности детей – инициативность, самостоятельность, ответственность и другие.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходят большие изменения во всем психическом развитии, в том числе в познавательной сфере. Чрезвычайно возрастает познавательная активность, развиваются познавательные процессы – восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь, а также познавательные интересы.

Рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Основным условием успешного познавательного развития дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную. Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т. е. носит практически-продуктивный характер.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы.

Все перечисленные выше составляющие познавательные способности детей старшего дошкольного возраста характеризуют познавательную активность, которую необходимо развивать.

Список литературы

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. П. Азаров. — М. : Эксмо, 2015. — 496 c.

2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1986.- 228 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. - Изд. 2-е. - Москва: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.

4. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д. Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С. 14.

5. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для бакалавров педагогики / О. В. Крежевских. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 221 с.

6. Мандель, Б. Р. Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б. Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 828 с

7. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова и др. - 2-е изд. - Москва: Русское слово — учебник, 2018. - 113 с. - (ФГОС дошкольного образования).

8. Стерликова, В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы) : учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова ; науч. ред. А. Г. Арушанова. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2014. - 203 с.

9. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2011. - №1.- 143 с.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 августа 2023 в 14:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Абдюкаева Зульфия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД