Лучший педагог года

Проект о нравственном воспитании детей посредством якутского героического эпоса «Олонхо»

Светлана Гойдь
Проект о нравственном воспитании детей посредством якутского героического эпоса «Олонхо»
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно – нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо

Spiritual and moral education of children through the

Yakut heroic epic-Olonkho

Гойдь С. А., студентка З-Б-НО 15с1

(Северо-Восточный федеральный университет

имени М. К. Аммосова г. Якутск, Россия)

Goyd S. A., student S B-BUT 15с1

(North-Eastern Federal University

named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia)

Аннотация. В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса - Олонхо.

Публикация «Проект о нравственном воспитании детей посредством якутского героического эпоса „Олонхо“» размещена в разделах

Ключевые слова. Духовно – нравственное воспитание, духовные ценности, народная культура, народное творчество, якутский эпос - Олонхо.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Героический эпос олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку. Олонхо способствует формированию морально-этической, духовно-нравственной, личностно-ориентированной ценностей.

Олонхо отражает образную картину мира, обрядовые комплексы и ритуалы архаического типа. Олонхо, как крупный жанр якутского фольклора, содержит сложную разнообразную систему символов, воплощающих своеобразие и богатство духовной культуры народа Саха. Система символов в олонхо – многовековое наследие, заключающее в себе многоуровневую, многослойную информацию о среде обитания, образе жизни, мировоззрении, психологии, стили поведения древнего человека, сложившемся этикете эпического социума, в целом об этике и эстетике предков.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства, мифов, легенд, сказаний.

О приобщении детей к народной культуре писали Г. Н. Волков, М. И. Баишева, А. А. Григорьева, Данилов Д. А., Неустроев Н. Д. и др. По определению Волкова Г. Н., этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [1, с. 18].

В процессе ознакомления с олонхо ребенок может осваивать позитивные нормы социального поведения, ценности и установки межличностных взаимоотношений. В народном эпосе воспеваются такие извечные идеалы человечества, как айыы – творение и созидание, Красота, Свобода, Любовь и Добро, которые составляют суть жизни совершенного человека и его предназначения [1, с. 62]

Якутский героический эпос олонхо - величайшее достояние якутского народа, народная школа саха. Феномен олонхо кроется в энциклопедичности отражения духовной жизни и культуры народа, в человечности его философии. Духовность олонхо в гармонии человека с самим собой, природой и обществом. В связи с этим олонхо можно рассматривать и как памятник духовной связи между поколениями, передающий непреходящие гуманистические идеи, высокие нравственные ценности.

Олонхо – уникальное творчество народа саха, обладает созидающим педагогическим потенциалом, таит в себе поистине неисчерпаемые возможности для обучения и воспитания подрастающего поколения, оно воплотило в художественных образах методы и формы воспитательного воздействия, ответы на главнейшие проблемы духовно- нравственного воспитания. Приобщение детей с раннего возраста к олонхо способствует формированию в них нравственно-эстетических идеалов, развитию их творческих способностей. Оно близко и доступно детям младшего школьного возраста, а специфика его художественных средств соответствует особенностям восприятия и психики детей младшего школьного возраста. Богатство изобразительных средств, увлекательность сюжета, разнообразие мелодий песен-монологов в сочетании с фантастическими образами – все это соответствующим образом влияет на младших школьников, накладывает положительный эмоциональный отпечаток на их душу. Мир олонхо стал основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе. Приобщение детей к миру прекрасного и развитие их собственных творческих способностей должно начинаться с самого раннего возраста.

Для младших школьников большую роль играет музыкально-ритмический строй поэтической речи, потому при ознакомлении с героическим эпосом очень важно учить их воспринимать эмоционально музыкально-ритмическую организацию стиха олонхо, тесно связанную со звуковым строем якутского языка и традициями художественного освоения реальной действительности народа саха. Ученик, читая олонхо, получает достаточное представление о родине, природе, взаимоотношениях людей. Кроме этого, он постепенно приобщается к чтению, учится понимать художественные образы, созданные посредством искусства слова. Он по своим возможностям получает элементарные навыки анализа прочитанного текста, оценки олонхо как произведения искусства слова. Поведение положительных персонажей олонхо, их отношение к окружающей действительности и людям, его борьба за светлое будущее человечества, стремление к свободной счастливой жизни.

Внедрение педагогики олонхо способствует формированию нравственно-этико-эстетического развития и воспитания современного ребенка в эпоху общественно-мировоззренческого прогресса.

Использование педагогического потенциала героического эпоса олонхо и его целесообразного применения в укладе жизни населения способствует формированию фундамента мировоззренческих и ценностно-целевых трансформаций в современных устоях всей общественной системы, в духовно-нравственных ориентациях детей и молодежи и на повседневном образе жизни общества.

В результате внедрения педагогики олонхо у учащихся :

- Повышается мотивация к изучению героического эпоса олонхо.

- Формируются ценностные ориентации, мировоззренческие установки.

- Удовлетворяется потребность учащихся в самореализации.

- Формируется способность разбираться в определенных проблемах, объяснять затруднительные ситуации действительности, найти наиболее оптимальные пути их решения.

Воспитывается :

– положительное отношение к учению;

– умение интегрировать все полученные ранее знания, умения и навыки;

– через познание и сопоставление внутренняя культура учащегося;

– чувство патриотизма и любви к Родине;

– способность восприятия, понимания и уважения иных культурных позиций и ценностей.

Во внедрении педагогики олонхо деятельностной основой являются универсальные учебные действия, которые регулируют различные аспекты освоения метапредметных умений по данной системе.

Обеспечение учебно-методическим комплектом способствует эффективности функционирования системы педагогики олонхо, как составляющей регионального этнокультурного образования.

Этапы реализации проекта :

1 этап

Подготовительный

С декабря 2017 уч. года по октябрь 2018 уч. года

Изучение литературы.

Своими руками: книжки малышки, эмоции основных героев, шитье одежды на манекенов, деревянные герои.

Готовые: настольные игры, куклы герои Олонхо, видеокамера, полимерная глина, фетр.

2 этап

Основная часть

С ноября 2018 уч. года по декабрь 2019 уч. года.

Учим, развиваем, демонстрируем, участвуем, играем, познаем, показываем.

3 этап

Итоговый

С января 2020 уч. года по июнь 2020 уч. года.

Распространение опыта.

Участие в ысыахе Олонхо 2020 году

Ознакомление с олонхо.

Понятие олонхо, его значение;

Понятие миров: «Верхний средний нижний»;

Различать добро и зло;

Его обитатели и их жизни;

Ознакомление Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

Богатыри и их описания, их жизнь и подвиг;

Битва богатырей;

Имена героев и их жизнь;

Учить слушать олонхо и различать от других жанров фольклора;

Разбудить фантазию и воображение ребенка.

Методы:

наглядно-слуховой;

Наглядно-зрительный;

Словесный ;

Практический;

Творческие задания;

Путешествие по стране Олнхо «Ньургун Боотур стремительный»

Октябрь-Ноябрь

Знакомство с писателем П. А. Ойунским.

слушание «Ньургун Боотур Стремительный».

Праздник «Байанай» (Обрядовые ритуалы, игры)

Декабрь-январь-февраль.

Разучивание песни Урун Уолан, Ньургун Боотур. (Кылыьах).

Уол охо туьунан кэпсэтии.

Инцинировка фрагмента из Олонхо.

Конкурс «Урун Уолан» (Уол о5о - эр киьи)

Март –аперль-май

Июнь

- Экскурсия в музее. «Предметы быта среднего мира».

Разучивание песни Туйаарыма Куо (тойук).

Кыыс охо туьунан кэпсэтии.

Инцинировка фрагмента из Олонхо

Конкурс «Кэскилээнэ Куо»

Выступление фольклорной группы «Тэбэнэт»

Коновязь (Сэргэ, Хатын мас, салама, битии.

Национальный праздник «Ысыах»

Внедрение системы педагогики олонхо способствует удовлетворению этнокультурных потребностей у участников образовательного процесса.

Этнокультурные константы такие как «ысыах», «алгыс», «осуохай», «хомус» и другие способствуют к формированию духовно-нравственного развития, воспитанию философского восприятия школьников национальных праздников как традиционной народной культуре.

Конструирование моделей этношколы педагогики олонхо и школы юных олонхосутов предполагает :

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям;

Формирование этнокультурной компетентности, основанной на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие учащихся в учебно-воспитательном процессе и направленных на их успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, людям, духовности и нравственности, уважения к традициям, осознание сущности своей культуры и культуры других народов.

Социализацию детей в социально-культурном пространстве социума, как наиболее благоприятной среды для раскрытия творческих способностей, саморазвития личности.

Развитие у детей, подростков и молодежи чувство собственного достоинства, гордости за свой народ, за свою Родину.

Таким образом, система педагогики олонхо как этнокультурная региональная составляющая образования способствует развитию национального самосознания, формированию этнической идентичности, воспитанию межкультурной толерантности.

Полученные результаты нашей работы позволяют говорить о том, что нравственное воспитание средствами героического эпоса Олонхо эффективно. В процессе получения знаний методами и формами изучения эпоса Олонхо в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей. Якутский героический эпос олонхо- шедевр мировой культуры, ценнейший памятник устного и нематериального наследия нашей родной Республики, необходим детям для духовного возрождения Республики Саха (Якутия).

Использованная литература

Баишева, М. И., Григорьева А. А. Этнопедагогические воззрения народа Саха на материале олонхо. – Новосибирск: Наука, 2008. – 168 с.

Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учебник / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2000. – 175 с.

Филиппова Н. И. Якутский героический эпос олонхо и современный ребенок. Итоги мониторинга / Н. И. Филиппова, У. М. Флегонтова // Иитии кыhата. – 2011. – № 1.– 80 с.

Публикации по теме:

Музыка в нравственном воспитании Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным.

Презентация «Организация развивающей пространственной среды в духовно-нравственном воспитании детей старшего возраста» «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело, и одежда, и мысли» Цель. Комплексное обогащение познавательной сферы детей знаниями.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему. С. Брант. Актуальность.

Консультация «Содействие библиотеки в нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Содействие библиотеки в нравственном воспитании дошкольников» Проблемы нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как.

Роль книги в нравственном воспитании дошкольников Роль книги в нравственном воспитании дошкольников. Перед нашим обществом представлена задача воспитания человека как личности гармонически.

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста Аннотация. Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста. Семья рассматривается.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов. Важно, чтобы.

Консультация на родительском собрании на тему «Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей» Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции.

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Заседание клуба молодой семьи «Растем вместе» по теме: Заседание клуба молодой семьи «Растем вместе» по теме: «Роль сказки в нравственном.

Автор публикации:
Проект о нравственном воспитании детей посредством якутского героического эпоса «Олонхо»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 17:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект о нравственном воспитании детей посредством якутского героического эпоса «Олонхо»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гойдь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД