Анна Егорова
Консультация «Содействие библиотеки в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ
Публикация «Консультация „Содействие библиотеки в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Домашняя библиотека. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность честности и доброты, но на практике, к сожалению, приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и жестокость по отношению к сверстникам, родителям, природе. Поэтому очень важно с ранних лет уделять внимание формированию у них нравственных представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим, сострадание к больным людям и любовь к миру природы, желание беречь её и охранять.
Нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Эта проблема является актуальной в настоящее время.
Нравственное воспитание содействует нравственному становлению человека, формированию у него:
1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,
2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости,
3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний,
4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Как же можно прививать эти ценности дошкольникам? Сегодня большую роль в становлении и развития человека могут сыграть библиотеки. Их основная задача- помочь возродить в обществе нравственные традиции путем рекомендации читателям и слушателям лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания у дошкольников художественного вкуса.
Почему мы выбрали библиотеку определяющим социальным институтом по воспитанию дошкольников?Во-первых, библиотека обладает сохранением литературы, в которой заложен нравственный и духовный потенциал. Во-вторых, в библиотеке, как в культурном учреждении,воспитательные функции проявляются в различных формах индивидуальной и массовой работы. В-третьих, библиотека работает не изолированно, а во взаимодействии с другими учреждениями и организациями.
Трудно не согласиться с тем, что первостепенная функция библиотеки- сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Приоритетными направлениями работы библиотеки и ДОУ являются : нравственное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское становление.
Задача библиотеки – привлечь юное поколение к чтению литературы, которая поможет воспитать в себе черты настоящего человека: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность прийти на помощь, быть правдивым и скоромным, уважать старших.
Организуя совместно с библиотекарями мероприятия, мы ставим задачи: ответить на вопросы: кого мы хотим воспитать и как осуществить воспитание через книгу? Что значит воспитать? Это значит воспитать хорошего человека, чтобы он любил и уважал семью, дом, родной край. Задачи совместно с библиотекой решаются на различных мероприятиях: научить любить людей и жизнь, формировать нравственное отношение к труду, народным традициям.
Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с детской городской библиотекой№1. В стенах библиотеки, в детском саду с приглашение сотрудников учреждения проводятся различные мероприятия о нормах поведения, доброте. Эти встречи приобщают к устному народному творчеству, самобытным обрядам и традициям. Мероприятия с сотрудниками библиотеки мы проводим в различных формах: это беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», обсуждения, часы добра «В каких рассказах говорится о доброте», литературно-музыкальные вечера, «Мульт-викторины», встречи «Под открытым небом», литературные турне и др.
В стенах библиотеки для наших воспитанников оформляются тематические и персональные выставки, тематические полки.
После совместного занятия сотрудники библиотеки дают нам различные книги для прочтения в детском саду на определенное время. В течение года мы познакомили детей с большим количеством произведением детской художественной литературы. Все произведения являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Писатели создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Мы читали цикл стихов А. Барто, рассказы В. Осеевой, Н. Носова, сказки А. С. Пушкина и Андерсона, веселые стихи Маршака и др. Например, чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»-основа для обсуждения с воспитанниками темы доброго и отношения к природе и животным. А после прочтения рассказа «Бабка» В. Осеевой обсуждали с детьми доброе отношение к людям старшего поколения, воспитание у них милосердия.
В книжном уголке детского сада во время изучения нового произведения мы размещаем разнообразные иллюстрации, портреты писателей, оформляем рисунки детей на определенные темы.
Также совместно с библиотекой мы участвуем в благотворительных акциях. Например, в рамках общероссийской акции «Дарите книги с любовью», стартовавшая 14 февраля 2019 г. и приуроченная к празднику дарения книг, дети дарили книги библиотеке, тем самым прививая любовь к книгам и чтению.
Еще одна городская акция, в которой мы участвовали, «Веселый книжный рюкзачок». Книжный рюкзачок - оформленный ранец, в который помещаются книги для детей, а также: отзыв на понравившуюся книгу, альбом, в котором ребята могут проиллюстрировать книгу или нарисовать литературного героя; альбом для фотографий с изображением ребенка в процессе знакомства с содержимым рюкзачка, в процессе чтения книг, занятия творчеством. Сотрудники библиотеки предлагают на определенное время книги для прочтения из серии «Книги- мои друзья». Этой литературой могут воспользоваться родители детей, а также воспитатели.
Большую роль в нравственном воспитании играет не только литература, но искусство. Каждое мероприятия, подготовленное и проведенное совместно с библиотекой, будет более эффективно и эмоционально окрашенным при условии применения современных компьютерных технологий (видеоролики т. п., демонстрации фрагментов анимационных и художественных фильмов, мультсериалов.
Такие формы работы предполагают реализацию творческого духовно-нравственного потенциала детей. В ненавязчивой форме происходит воспитание нравственных качеств души. Ребёнок получает радость от самостоятельных духовных открытий, от труда ума и души. О промежуточных итогах работы говорят следующие результаты: дошкольники стали более дружелюбны по отношению к своим сверстникам. Отзывчивы к просьбам и поручения взрослых. У детей стали более развиты представление о честности, добре, смелости, щедрости.
Мы планируем продолжать совместную работу с сотрудниками детской библиотеки.