наталья павлова
Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире (Н. А. Ветлугина).
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/).
Публикация «Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Музейная педагогика в детском саду
- Поделки. Мастерим с детьми
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.
Музей - это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.
Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.
В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.
Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения : «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.
Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев». Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек - родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу. На заседании участники клуба приняли:
1. Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты». 2. Выбрали актив, который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3. Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.
Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов». Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.
Задачи работы с детьми были следующие:
Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
Содействовать формированию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.
Задачи работы с родителями :
Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.
Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер. Важно было выяснить:
Как дети будут вести себя в другой обстановке?
Как долго они смогут удерживать внимание?
Что больше всего заинтересует детей?
Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?
Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора», целью которого:
увлечь историей возникновения и развития города
познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.
В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания, например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т. п. Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о «Доме творчества», «Колпице», о памятнике – Меньшикову и т. п.
Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.
Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию «От колоска до булки», рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину «В пекарне» и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.
А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.
Задачи работы с детьми мы поставили следующие:
Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.
Задачи работы с родителями :
Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?
Нам важно было понять:
Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.
Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге», Сурикова. Дальше родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания, например: составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!
Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей :
дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;
дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
пополнили свой словарный запас за счёт слов, обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов, обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.
поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;
провели выходные вместе с родителями.
Родители ещё раз понаблюдали :
за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
увидели, как ребёнок общается с друзьями,
поняли, насколько любопытен ребёнок,
почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.
При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.
После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителям подумать и ответить на вопросы:
1. Что понравилось больше всего?
2. Что запомнилось?
3. Чему научились?
4. Что узнали нового?
5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.
Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.
Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.
Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе) применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:
• Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
• Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
• Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально - эстетических впечатлений.
Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).
В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.
Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.
Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.
В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом музее.
Перед посещением зоологического музея перед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:
Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
Развивать навыки самостоятельности.
Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.
Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.
Перед родителями стояли следующие задачи:
Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.
Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.
Развивать исследовательские умения детей : находить нужную информацию, используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.
После экскурсии давались творческие задания:
- Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.
- угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?
- воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр. : «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые животные. «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок.
«Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.
«История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного животного.
В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.
В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.
От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.
Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи. Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?
Для родителей посещение музеев со своим ребё нком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.
Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.