МААМ-картинки

Консультация «Как ребенок познает окружающий мир»

Андрианова Ольга
Консультация «Как ребенок познает окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Как ребенок познает окружающий мир? Вопрос, который интересовал умудренных взрослых всегда. Однако, не все взрослые смогли на него ответить. Возможно ли воспитать ребенка, не создавая особых условий для развития его наблюдательности, логики, мышления? Успех определяют методы и приемы обучения дошкольников. Наиболее развивающими, соответствующими особенностям психического и физического развития ребенка являются методы, основанные на детском экспериментировании. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядо-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Публикация «Консультация „Как ребенок познает окружающий мир“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира

Что же такое детское экспериментирование?

Великий Луи де Бойль писал: «Знания – дети удивления и любопытства». И он был абсолютно прав. Только заинтересованность позволяет ребенку быстро и легко осваивать окружающий мир и быть при этом активным и довольным. Именно этот «исследовательский инстинкт» и есть тот инструмент, с помощью которого удовлетворяется врожденная способность ребенка интересоваться всем и вся. Исследовательской поведение, лежащее в основе обучения ребенка, широко изучалась такими отечественными и зарубежными учеными, как А. В. Запорожец, Н. Н. и А. Н. Поддъяковы, Б. Ю. Ломов и другими. Эти авторы доказывали огромное значение экспериментирования для развития ребенка.

Экспериментирование лежит в основе любого знания ребенка о мире.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Ребенок экспериментирует, перебирая и нанизывая колечки пирамиды, рисуя разными материалами (краской, карандашами, пальчиками, сочиняя слова и сказки, конструируя и танцуя.

Вся привычная деятельность детей есть по своей природе не что иное, как экспериментирование, в основе которого лежит знаменитый рефлекс Павлова И. П. «что такое, кто такой».

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему

Принимать и ставить цель

Анализировать объект или явление

Выделять существенные признаки, связи

Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

Отбирать материал для самостоятельной деятельности

Делать выводы

Активное самостоятельное действие с предметом, «практикование», выполнение действий методом «проб и ошибок» и есть могучий способ пробудить интеллектуальные силы дошкольника, развить его любознательность, наблюдательность, логику и мышление. Чем больше вопросов задает ребенок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более успешным учеником он станет.

Предлагаем вам несколько проблемных ситуаций для домашнего экспериментирования.

- Найди самое теплое место в квартире, комнате.

- Ты замерз, долго гуляя на улице – что следует предпринять, чтобы не заболеть.

- Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома.

- Как утешить плачущего ребенка.

- Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберешься домой.

- Как без кастрюли сварить суп.

- Как напиться без чашки.

- Как спастись от тигра.

- Как укрыться от сильного дождя.

- Как попасть в Африку.

В основном эти вопросы адресованы, конечно, детям старше 5 лет. Но и с малышами можно экспериментировать. Опираясь на приведенные примеры и знание особенностей и интересов своего ребенка, вы сможете придумать сотни подобных ситуаций. Такие занятия помогут вам и вашему ребенку скоротать время с пользой, стать ближе друг к другу, пробудить взаимный интерес, научить думать, рассуждать, обосновывая свою точку зрения.

Эти игры принесут не меньше пользы:

- Игра «Превращения» (представь, что ты превратился в кого-то или что-то: гнома, белочку, раскладушку, что будет).

- «Необычные свойства» (расскажи о свойствах и способах использования необычных вещей, таких как горячий камень, сладкий кубик, невидимая машина).

- «Что будет, если?» (100 дней будет идти дождь? Улетят все птицы)

- «Волшебная палочка» (что бы ты хотел уменьшить или увеличить? Что будет, если предмет увеличить до размеров)

Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.

Учите детей видеть мир вокруг себя. Для этого собирайте факты, ибо именно из них родится мысль. Учитесь у детей позитивному искреннему интересу ко всему происходящему.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Мир, окружающий ребенка-это, прежде всего, мир природы»Консультация для воспитателей «Мир, окружающий ребенка-это, прежде всего, мир природы» " Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа)Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа) по теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» Задачи: образовательные :закреплять полученные знания о животных леса; Развивающие: развивать и поощрять.

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Благодарный ребенок»Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.

Консультация для родителей «Ребенок дерется»Консультация для родителей «Ребенок дерется» Драка-это частый способ выяснения отношений среди детей и задача родителей воспитать у своего ребенка правильное отношение к агрессии. Но.

Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты»Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное "общение "ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.

Консультация для родителей «Ребенок и телефон»Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В наше время наличие телефона у ребенка стало обычным явлением,удобно контролировать,где находится в данный момент ваш ребенок,чем занимается. Но.

Консультация для родителей «Ребенок и телевизор!» Ребенок и телевизор! «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители — не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не.

Консультация «Каждый ребенок — художник!»Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок» Застенчивость является признаком сдержанного темперамента, и,если она не мешает жизни ребенка, не следует считать это проблемой. Но в случае,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как ребенок познает окружающий мир»
Опубликовано: 30 мая 2022 в 16:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как ребенок познает окружающий мир»» (включая файлы) размещена пользователем Андрианова Ольга (УИ 2013960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД