Ольга Яковлева
Консультация «Как научиться понимать ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научиться понимать ребёнка?
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как побудить его слушаться?
Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении? Безусловно, может!
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому человеку, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе.».
Публикация «Консультация „Как научиться понимать ребёнка?“» размещена в разделах
Ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Но ребёнку важна не только принятие и эмоциональная поддержка, но и понимание родителями его потребностей и интересов.
Гуманизм в процессе воспитания основан на понимании нужд и потребностей ребенка, на знании закономерностей его роста и развития его личности.
У ребёнка тоже есть свои детские проблемы (которые по своей эмоциональной насыщенности совсем не детские). Важно не оставить ребёнка наедине с грузом этих проблем. Разделяя чувства ребёнка, мы даём ему необходимую моральную поддержку.
Ребёнку важно знать, что его слышат и понимают его чувства. Для этого предлагаю Вам познакомиться с «Техникой активного слушания».
«Техника активного слушания» :
- Внимательно выслушать своего ребёнка, следить не только за содержанием речи, но и за его эмоциями и жестами.
- Повторить то, что сказал ребёнок и назвать при этом его чувство. Сделать это так, чтобы ребёнок не воспринял Ваши слова передразнивания (для этого можно использовать слова-синонимы)
Правила активного слушания:
-повернуться лицом к ребёнку, Ваши глаза и глаза ребёнка должны быть на одном уровне (для этого взрослому надо присесть)
- когда ребёнок расстроен, не задавайте ему вопросов. -Ваши ответы на речь ребёнка должны быть утвердительными. Например, ребёнок говорит : «Не хочу идти в садик». Вы отвечаете: «понимаю, тебе там не всегда хорошо».
- в разговоре с ребенком важно правильно задать вопрос: на вопрос «что случилось?» ребёнок может ответить : «ничего», а на вопрос «что-то случилось?» ребёнок расскажет, что произошло, т. к. вторая формулировка утвердительная и уже в самом вопросе подразумевает, что было событие, которое расстроило ребёнка.
-важно после каждой своей реплики выдержать паузу, чтобы ребёнок мог лучше разобраться в своём переживании.
- если у Вас мало времени, то лучше не начинать слушать ребёнка. Ведь ребёнок доверяет Вам свои переживания, и, оборвав его на полуслове, Вы подорвёте доверие ребёнка.
- Благодаря способу активного слушания Вы можете уменьшить отрицательные переживания своего ребёнка (разделённая радость удваивается, разделённое горе – уменьшается вдвое).
Ребёнок часто становятся более послушным, если чувствует, что его понимают.
Ещё один плюс «техники активного слушания» - дети довольно часто начинают слушать самих родителей. Дети начинают понимать и принимать усталость родителей, оказывать им помощь, как практическую: убрать за собой игрушки, так и просто быть внимательнее к просьбам родителей, т. е. слушаться.
Как сделать так, чтобы ребёнок Вас понял
1. если ребёнок своим поведением вызывает у Вас отрицательные чувства, обязательно скажите ему об этом.
2. рассказывая ребёнку о своих чувствах, говорите от первого лица. То есть сообщайте ему о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении.
3. Это значит, что нужно в разговоре с ребёнком использовать «Я-сообщения» ( использование слов: «я», «мне», «меня», которые помогают выражать свои чувства не обижая, не оскорбляя и не осуждая ребёнка. Использование «Ты-сообщений» вызывает у ребёнка протест. Пример: своему непричё санному ребенку сказать: «Мне не нравятся непричесанные дети», а не «какая ты растрёпа».
4. «Ты сообщения» помогают наладить контакт с ребёнком, если только это позитивные сообщения. Например: «ты мне очень помогла, спасибо».
5. Не бойтесь признавать перед ребёнком свои ошибки.
Рекомендации составлены по книге «Общаться с ребёнком. Как?»
Автор книги Юлия Борисовна Гиппенрейтер
В книге описаны разные жизненные ситуации взаимодействия детей с родителями. Предложены эффективные методы работы через выполнение практических заданий. Рекомендую эту книгу!
Успехов Вам, уважаемые родители!
Педагог-психолог Яковлева Ольга Николаевна