Ольга Яковлева
Консультация «Как научиться понимать ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научиться понимать ребёнка?
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как побудить его слушаться?
Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении? Безусловно, может!
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому человеку, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе.».
Темочки:
Ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Но ребёнку важна не только принятие и эмоциональная поддержка, но и понимание родителями его потребностей и интересов.
Гуманизм в процессе воспитания основан на понимании нужд и потребностей ребенка, на знании закономерностей его роста и развития его личности.
У ребёнка тоже есть свои детские проблемы (которые по своей эмоциональной насыщенности совсем не детские). Важно не оставить ребёнка наедине с грузом этих проблем. Разделяя чувства ребёнка, мы даём ему необходимую моральную поддержку.
Ребёнку важно знать, что его слышат и понимают его чувства. Для этого предлагаю Вам познакомиться с «Техникой активного слушания».
«Техника активного слушания» :
- Внимательно выслушать своего ребёнка, следить не только за содержанием речи, но и за его эмоциями и жестами.
- Повторить то, что сказал ребёнок и назвать при этом его чувство. Сделать это так, чтобы ребёнок не воспринял Ваши слова передразнивания (для этого можно использовать слова-синонимы)
Правила активного слушания:
-повернуться лицом к ребёнку, Ваши глаза и глаза ребёнка должны быть на одном уровне (для этого взрослому надо присесть)
- когда ребёнок расстроен, не задавайте ему вопросов. -Ваши ответы на речь ребёнка должны быть утвердительными. Например, ребёнок говорит : «Не хочу идти в садик». Вы отвечаете: «понимаю, тебе там не всегда хорошо».
- в разговоре с ребенком важно правильно задать вопрос: на вопрос «что случилось?» ребёнок может ответить : «ничего», а на вопрос «что-то случилось?» ребёнок расскажет, что произошло, т. к. вторая формулировка утвердительная и уже в самом вопросе подразумевает, что было событие, которое расстроило ребёнка.
-важно после каждой своей реплики выдержать паузу, чтобы ребёнок мог лучше разобраться в своём переживании.
- если у Вас мало времени, то лучше не начинать слушать ребёнка. Ведь ребёнок доверяет Вам свои переживания, и, оборвав его на полуслове, Вы подорвёте доверие ребёнка.
- Благодаря способу активного слушания Вы можете уменьшить отрицательные переживания своего ребёнка (разделённая радость удваивается, разделённое горе – уменьшается вдвое).
Ребёнок часто становятся более послушным, если чувствует, что его понимают.
Ещё один плюс «техники активного слушания» - дети довольно часто начинают слушать самих родителей. Дети начинают понимать и принимать усталость родителей, оказывать им помощь, как практическую: убрать за собой игрушки, так и просто быть внимательнее к просьбам родителей, т. е. слушаться.
Как сделать так, чтобы ребёнок Вас понял
1. если ребёнок своим поведением вызывает у Вас отрицательные чувства, обязательно скажите ему об этом.
2. рассказывая ребёнку о своих чувствах, говорите от первого лица. То есть сообщайте ему о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении.
3. Это значит, что нужно в разговоре с ребёнком использовать «Я-сообщения» ( использование слов: «я», «мне», «меня», которые помогают выражать свои чувства не обижая, не оскорбляя и не осуждая ребёнка. Использование «Ты-сообщений» вызывает у ребёнка протест. Пример: своему непричё санному ребенку сказать: «Мне не нравятся непричесанные дети», а не «какая ты растрёпа».
4. «Ты сообщения» помогают наладить контакт с ребёнком, если только это позитивные сообщения. Например: «ты мне очень помогла, спасибо».
5. Не бойтесь признавать перед ребёнком свои ошибки.
Рекомендации составлены по книге «Общаться с ребёнком. Как?»
Автор книги Юлия Борисовна Гиппенрейтер
В книге описаны разные жизненные ситуации взаимодействия детей с родителями. Предложены эффективные методы работы через выполнение практических заданий. Рекомендую эту книгу!
Успехов Вам, уважаемые родители!
Педагог-психолог Яковлева Ольга Николаевна