Папки-передвижки

Статья на тему: «Как интересно привлечь внимание детей к безопасности на дорогах?»

Людмила Уланова
Статья на тему: «Как интересно привлечь внимание детей к безопасности на дорогах?»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая деятельность связана с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья. В дискуссии на родительском собрании педагоги группы столкнулись с озабоченностью родителей, о том как же донести до детей знания о безопасном поведении на дорогах, особенно в тот период когда дети станут самостоятельно посещать школу.

В настоящее время в дошкольной среде уделяется значительно большое внимание проектной деятельности в детском саду.

Публикация «Статья на тему: „Как интересно привлечь внимание детей к безопасности на дорогах?“» размещена в разделах

Большая часть моих воспитанников – мальчики и они очень любят игры с машинами, конструктором, атрибутикой полицейских, пожарников и всего того что может быть связано с дорогой. В связи с этим наблюдением за детьми, пришла идея….почему бы не взять тему правил дорожного движения и объединить все любимые их игры в один проект и решить проблему волнений родителей. Так и начался мой проект «Школа маленького пешехода» цель, которого заключается в предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения педагогов, воспитанников и родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.

Работа в рамках проекта «Школа маленького пешехода» осуществлялась поэтапно.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Проанализируем основные условия и причины возникновения ДТП с дошкольниками

Условия:

Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.

Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т. д.)

Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения

Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т. д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.

Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Причины:

Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т. е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с дошкольниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребёнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребёнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.

Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на дошкольников, которых водители не видят и потому не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.

Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Дошкольники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.

Незнание правил перехода перекрёстка. Дошкольники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Дошкольники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.

Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.

Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дошкольники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.

Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Дошкольники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, дошкольники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.

Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения, а так же сами дети, в основном из-за возрастных и психофизических особенностей. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и ещё не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т. д., и из-за других причин. Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперёд, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. Такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом. По сути, все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах.

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними, предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной образовательной деятельности построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся возможности. Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

- взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;

-будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.

1. Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению.

Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Перед обществом встаё т вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Расширение кругозора детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит знакомство с окружающей действительностью.

На всех этапах ребёнок принимает решения, делает выбор, строит взаимоотношения со сверстниками и педагогами, оценивает результат деятельности своей и других участников.

Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.

Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.

Для реализации проекта требуется перспективное планирование, исследовательский поиск, подбора и изучение материала.

В радикальном преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у дошкольников ПДД.

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Рекомендуются обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключается в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности детей. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.

Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относится к желанию ребёнка. Ведь «интересно то, что интересно». Взрослый мотивирует деятельность ребят.

Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом.

Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых. Наша задача в первую очередь собственным примером научит малыша. Только совместными усилиями педагогов и родителей могут быть созданы условия для ознакомления детей с правилами безопасности.

Публикации по теме:

«Безопасность на дорогах — ради безопасности жизни» (фотоотчет)«Безопасность на дорогах — ради безопасности жизни» (фотоотчет) В нашем детском саду проходила широкомасштабная акция по детскому дорожно-транспортному травматизму «Безопасность на дорогах – ради безопасности.

Акция «Безопасность на дорогах — ради безопасности жизни»Акция «Безопасность на дорогах — ради безопасности жизни» Одна из важнейших задач дошкольного образования - обучение детей правилам безопасности дорожного движения. Поэтому, необходима повседневная.

Безопасность на дорогах ради безопасности жизниБезопасность на дорогах ради безопасности жизни Безопасность на дорогах ради безопасности. В соответствии с письмом ОГИБДД ОМВД России в нашем детском саду прошло спортивно-познавательное.

Фотоотчет «Безопасность детей на дорогах»Фотоотчет «Безопасность детей на дорогах» Цель: - развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. - вызвать у детей желание быть всегда осторожным на.

Изготовление стенгазеты о безопасности на дорогах. ФотоотчетИзготовление стенгазеты о безопасности на дорогах. Фотоотчет Добрый день, уважаемые коллеги! В начале октября в нашем детском саду прошла Неделя Безопасности на дорогах. Нашей группе методом жребия.

Неделя безопасности детей на дорогахНеделя безопасности детей на дорогах Безопасность дорожного движения детей очень актуальна в настоящее время. Мы взрослые должны правильно объяснить и помочь юным пешеходам.

Неделя безопасности на дорогахНеделя безопасности на дорогах Правила дорожные детям знать положено. С каждым годом интенсивность транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается.

Родительское собрание на тему «Безопасность детей на дорогах». Родительское собрание на тему: «Безопасность детей на дорогах». Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, здравствуйте! Мы очень рады видеть.

Семинар-практикум «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах» Задачи: • повысить теоретические знания и практические умения, навыки родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности.

Консультация для родителей «Правила безопасности детей на дорогах» Статья для родителей разработана Воспитателям Богдановой Т. Ю ГБОУ СОШ№296 Фрунзенского района Санкт – Петербурга Отделом дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья на тему: «Как интересно привлечь внимание детей к безопасности на дорогах?»
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 17:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья на тему: «Как интересно привлечь внимание детей к безопасности на дорогах?»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Уланова (УИ 238809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД