Елена Васильева
Статья на тему «Изучение физических явлений в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Список ключевых слов : неживая природа, физические явления, воздух, вода, тепло.
Краткая аннотация: статья посвящена изучению опыта работы дошкольных образовательных учреждений с физическими явлениями. Определены понятия «неживая природа», такие физические явления, как свет, тепло, вода и др. Также представлен анализ некоторых программ по знакомству с физическими явлениями.
Публикация «Статья на тему „Изучение физических явлений в ДОУ“» размещена в разделах
Актуальность темы. Дошкольное воспитание – начальное звено системы непрерывного экологического образования. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям, ребенок начинает осознавать свое место в природе.
Проблема ценностей находит отражение и в основополагающих государственных документах, касающихся сферы образования, - Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине образования Российской Федерации. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах дошкольного образования в утвержденных принципах и задачах речь идет о создании благоприятной социальной ситуации формирования общей культуры воспитанников и развития их нравственных качеств на основе социокультурных норм [8].
В 90-е годы XX века России было создано значительное количество программ экологического образования дошкольников. Среди них стоит отметить такие программы, как «Семицветик» В. И. и С. Г. Ашиковых, «Наш дом – природа» Н А. Рыжовой, «Юный эколог» С. Николаевой, «Мы земляне» А. Вересова и др.
Современные педагоги, психологи отмечают, что экологическое воспитание наиболее продуктивно протекает в старшем дошкольном возрасте, когда у дошкольника идёт активное формирование психических процессов и развитие личности в целом. Проблемами экологического воспитания дошкольников занимались такие педагоги-исследователи, как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Н. Ф. Ярыша, В. П. Горошенко, О. В. Дыбина, Н. Н. Кондратьева и др.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления постоянно присутствует в ближайшем окружении дошкольника, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка.
Цель статьи – изучить особенности изучения физических явлений в дошкольном образовательном учреждении.
Что мы понимаем под «неживой природой», «физическими явлениями»?
Природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, воздух, горы, почва, радуга, вода, небо, камни, планеты и галактики и т. д.).
Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Само понятие «неживая природа» настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины. При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует. В состав неживой природы учеными включены элементарные частицы; атомы; химические элементы; небесные тела, звезды; галактика; Вселенная [12].
Неживая природа – это то, с чем человек сталкивается с самого первого момента своей жизни и непроизвольно познает ее. С самого рождения дети днем видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая. Человечество научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Анализ программ по знакомству с физическими явления -ми : воздух, свет, механическое движение.
В 90-е годы ХХ века в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Это программы А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», Ж. Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" и др.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Среди них следует отметить программы В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик», Т. А. Копцевой «Природа и художник», Н. А. Рюкбейль «Чувство природы» и др. [5].
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Рассмотрим некоторые из них.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др., три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе [13].
Интересна программа «Детское экспериментирование», разработанная И. Э., Куликовской, Н. Н. Совгир. Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Известно, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Одной из реализуемых задач является расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.). При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному». В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И. С. Фрейдкин «Ознакомление с неживой природой», В. Н. Аванесова, Г. В. Урадовских «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности» и др., данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т. д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности. Данная программа содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений». При организации экспериментально – исследовательской деятельности используются различные методы и приемы : эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование опыты, дидактические игры и др. [7].
Все это были парциальные программы развития, или специализированные, локальные, включающие экологическое воспитание ребёнка.
Комплексные программы развития, или общеразвивающие, включают все основные направления развития ребё нка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.) в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества. Сюда можно отнести такие программы, как «Воспитание и обучение в детском саду» (М. А. Васильева, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Развитие», «Кроха» и др.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой знакомство с неживой природой, физическими явлениями осуществляется в разделе «Ребенок и окружающий мир». Здесь же происходит познание дошкольниками разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Содержание раздела "Ребенок и окружающий мир" состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Введение в предметный мир предполагает: ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Весь материал Рабочей программы распределен по месяцам, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей разных возрастов. Помогают в реализации этих задач регулярные сезонные наблюдения осенью, зимой, весной и летом, во время которых происходит ознакомление с явлениями неживой природы. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т. к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Несмотря на то, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит в себе некоторый физический материал, мы полагаем, что в целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания [12].
В программе «Детство» раздела о неживой природе как такового не существует. Здесь говорится о связи растений, животных со средой обитания, с неживой природой. Так предполагается формирование у дошкольника представления о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля, воздушной (воздух, водной (вода) и знаний об изменениях сред обитаний по сезонам, но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке). Примером может служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья " Планета детства ", в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова) [5].
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Изучение опыта работы дошкольных учреждений по знакомству с физическими явлениями. При ознакомлении детей с природой в детском саду используются различные формы и методы. Активно используются такие формы, как занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, в уголке природы. Методы ознакомления разнообразны : наглядные (наблюдение, рассматривание картин, учебный экран, демонстрация моделей и т. д., практические (игры - дидактические, подвижные, предметные, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т. д., словесные (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы).
Для знакомства с физическими явлениями в ДОУ активно используется поисково-познавательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого. Поисково-познавательная деятельность дошкольников протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуются в установлении причинно- следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе. Знакомясь с законами неживой природы, ребенок учится анализировать и сравнивать происходящие явления; понимать, почему они протекают так; устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.
Важно помнить, что при знакомстве прежде всего необходимо учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют, чтобы при объяснении ребенок и сам действовал с предметами, со свойствами которых его знакомят. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи
Для успешного формирования знаний о физических явлениях, предлагаю некоторые методические рекомендации (из опыта работы) :
Воспитателю необходимо в начале учебного года разработать перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой.
Педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой-либо работы.
Воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).
Воспитателям и родителям рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года.
Взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др., который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.
Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.
Воспитатель должен знать хорошо психологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах. Это позволит воспитателю серьёзно и вдумчиво отобрать наиболее эффективные методы и приёмы, создать необходимые педагогические условия, а также правильно организовать работу для ознакомления с физическими явлениями и развития наблюдения. Так, ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. При формировании культурно-гигиенических навыков воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт. На прогулке называет другие явления неживой природы, предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь. На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления : дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.
В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т. е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов. Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются, если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.
В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно – падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.
Причинно следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы.
Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно – следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?
При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений : воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.
Таким образом, к живой природе относят всё, что двигается и развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы: вода, воздух, определимая температура, свет, почва. Сюда же включен и человек. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет остаются неизменной.
Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Дошкольные учреждения активно работают над формированием экологической культуры дошкольников, проводит систематическую работу по знакомству явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами). При ознакомлении детей с природой в детском саду используются различные формы и методы. Активно используются такие формы, как занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, в уголке природы. Методы ознакомления разнообразны : наглядные (наблюдение, рассматривание картин, учебный экран, демонстрация моделей и т. д., практические (игры - дидактические, подвижные, предметные, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т. д., словесные (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы).
Список использованной литературы
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 190 с.
2. Вербин, С. Как повысить эффективность умственной деятельности / С. Вербин // Воспитание школьников. - 2004. - N : 5. - С. 45-49.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 112 с.
4. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. - 415 с.
5. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 581-583.
6. Зенина, Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами / Зенина. – М. : Педагогическое общество России, 2006г. – 142 с.
7. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с. 84 - 92.
8. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - с. 33-37.
9. Никандров, Н. Н. Малышам о природе: Мир физики и техники : пособие для детского сада и начальной школы / Н. Н. Никандров. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1993. - 128 с.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.