МААМ-картинки

Использование потешек в режимных моментах как средство обогащения словаря детей раннего возраста

Галина Кузнецова
Использование потешек в режимных моментах как средство обогащения словаря детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Использование потешек в режимных моментах как средство обогащения словаря детей раннего возраста"

Устное народное творчество - неисчерпаемый источник развития речевой личности детей раннего возраста. Из сказок, песен, пословиц, поговорок, забавок ребенок получает первые представления о культуре и быте своего народа.

Публикация «Использование потешек в режимных моментах как средство обогащения словаря детей раннего возраста» размещена в разделах

Сокровищница устного народного творчества чрезвычайно богата. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одними из основных требований к содержанию основной общеобразовательной программы в дошкольных учреждениях являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, овладение элементарными этнокультурными представлениями.

Известные ученые и исследователи высказывались в защиту фольклора и рекомендовали использование народной культуры в дошкольном образовании (А. М. Богуш, О. А. Дудина, Е. И. Тихеева, Е. В. Чуднова, О. С. Ушакова и многие другие, подчеркивая актуальную значимость малых фольклорных форм в социализации личности детей раннего возраста.

Как отмечают М. Загрутдинова и Н. Гавриш, в раннем возрасте необходимо намеренно ускорить рождение первых осознанных слов у детей. Расширить их количественный запас слов-названий помогают малые формы фольклора, в которых внимание детей привлекается к животным, предметам, людям.

Потешки – ритмичные поэтические мини-произведения, которые многие века передавались народом от одного поколения к другому и постепенно приобрели форму и содержание, соответствующие особенностям детской субкультуры и эстетики. Именно с помощью потешек реализуются те формы эмоционально-положительного и тактильно-речевого общения ребенка и взрослого, которых крайне не хватает для современных детей. Увлекательное творческое содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, радуют его и в то же время оказывают обучающее, развивающее и воспитательное воздействие.

Само название «потешка» говорит о том, что этот фольклорный жанр призван позабавить ребенка. Поэтому потешки рассчитаны на активную деятельность самих детей, когда они самостоятельно, но под руководством взрослого выполняют игровые движения, соотнося их с содержанием текста, произносимого педагогом. Такая работа стимулирует функционирование речевых центров головного мозга ребенка, побуждает его к имитации сначала действий педагога, а потом и звукосочетаний, лепетных и простых слов. Например, дети показывают, как тихо и мягко крадется лиса, громко и неуклюже топает медведь, бодается бычок, скачет козлик, грациозно и осторожно ступает котик, как играют на народных музыкальных инструментах (дудочке, бубне, балалайке, ложках, гармошке) и т. д.

Потешки – это великое наследие, которым с благодарностью пользуется педагогическое сообщество, в том числе и педагоги в работе с детьми раннего возраста. Эти формы фольклора благодаря особой организации, средствам выразительности помогают передавать детям отношение к определенной теме или явлению и опыт народной жизни во всем ее разнообразии. Практика показывает, что использование в речи потешек, содержательных и лаконичных, позволяет детям при описании предмета давать ему более яркие характеристики.

В развитии речи тексты потешек могут быть забавны для детей, и потому дети часто повторяют их с удовольствием, незаметно для себя закрепляя произношение того или иного звука.

Сопровождающиеся поэтическим словом явления окружающего мира, мира дошкольного детства, находят отражение во всех сторонах развития ребенка.

Целостная система традиций использования потешек в образовательном процессе дошкольной образовательной организации имеет исторические корни: на протяжении многих столетий устное народное творчество являлось носителем знаний и опыта – из поколения в поколение, из семьи в семью передавались ценностные ориентиры русского народа. Именно поэтому устное народное творчество используется педагогами в системе деятельности ДОО не только как воспитательно-обучающее, но и как развивающее средство.

Потешки позволяют сформировать чувство языка и овладеть родной речью: выработать достаточное речевое дыхание, соответствующий ритм, характерный тембр и интонационную выразительность. Этапы работы по развитию подвижности и гибкости речевого аппарата, по формированию звукопроизносительной стороны и автоматизации, усвоения произношения трудно сочетаемых звуков, слов со сложной слоговой структурой, секретов интонационной и темпоречевой выразительности сопровождаются применением многообразных картотек, содержащих потешек.

Подготовительная работа с текстами потешек начинается с практических занятий детей, в основе которых лежат внешние действия, постепенно переходящие во внутренний план. На основе развития предметной деятельности также расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический фонд ребенка, что способствует возникновению коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций, влечет к самостоятельным открытиям и постижениям речевых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых представлений в процессе взаимодействия с потешками происходит естественным для ребенка способом – например, нужно объяснить содержание потешки.

Большое значение имеет особая организация развивающей предметно-пространственной среды, создание языковой атмосферы, активизация восприятия потешек.

Язык потешек является лаконичным, образным и богатым такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям определять их различие.

Обращение к народным потешкам во время режимных процессов (умывания, одевания, кормления, сна) вызывает у детей положительное отношение.

Например, во время утреннего приветствия воспитатель может говорить детям следующие потешки :

Здравствуйте, девочки,

Здравствуйте, мальчики,

Рады мы видеть вас

В детском садике.

***

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

Во время умывания целесообразно использовать потешку

Водичка-водичка,

Умой мое личико:

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Процесс одевания будет более интересным, когда его сопровождать словом «Чок, чок, сапожок». Потешки можно интересно разыгрывать и превращать в игру.

Во время еды воспитатель также может использовать разные виды потешек, например,

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

***

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

***

Тили - час, тили - час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.

Процесс одевания будет более интересным, когда его сопровождать словом «Чок, чок, сапожок». Потешки можно интересно разыгрывать и превращать в игру.

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам одеть!

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

В раннем возрасте словарный запас детей тесно связан с развитием мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в повседневной жизни целесообразным является использование пальчикового театра, с помощью которого можно разыгрывать с детьми потешки. Это будет способствовать обогащению речи, развитию мышц рук, вызванному радостными эмоциями. Например, рассмотрим забаву «Наши пальчики» :

Наши пальчики маленькие,

И ровненькие и гладкие (дети показывают свои пальцы).

Можем из пальчиков

Мы сделать зайчиков (сжав пальцы обеих рук в кулаки, выставляют указательные и средние пальцы).

Ушки у зайчика дрожат,

Слушать песенку хотят (шевелят этими пальцами, и дальше все вместе поют песенку про зайчика).

Народные потешки нужно проговаривать весело, эмоционально, с соблюдением ритма.

Во время прогулок, наблюдая за различными явлениями природы для обогащения словаря детей раннего возраста следует использовать потешки и заклички из календарного фольклора. Например, солнце спряталось за тучку, а взрослый, обратившись к детям, предлагает им «позвать его» :

Выйди, выйди, солнышко,

На дедово полечко,

На бабье зелье,

На наш двор и т. д.

На прогулках можно использовать потешки и хороводные игры, в которых правила и слова просты и доступны.

В целях развития речи детей раннего возраста следует учитывать следующие требования при отборе потешек :

1. В потешках должны встречаться повторения одного и того же слова либо слога («Катя-Катя маленька!», «Котя-котенька-коток», «Ай-да, ай-да», «Ай-люли-люли- люли» и т. д.).

2. Повторяющиеся слоги и слова должны быть простыми для произнесения, состоящими преимущественно из звуков раннего онтогенеза. Например, потешка «Тынцы- брынцы-бубенцы» скорее предназначена для развлечения малыша, чем для развития его речи, поскольку ребенок до 3 лет еще не способен воспроизвести эти звукокомплексы. А вот сопряженное или отраженное повторение слогов типа «га-га-га», «кап-кап-кап», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т. п. может быть ему по силам.

3. Дублирующиеся слоги/слова должны быть в сильной фразовой позиции, т. е. либо в начале, либо в конце предложения, поскольку именно в таком положении слова более отчетливо выделяются ребенком на слух и стимулируют его к их имитации.

4. Содержание и сюжетная линия потешки должны предусматривать игровые действия взрослого с ребенком.

Для более эффективного восприятия потешек детьми раннего возраста педагогу следует рассказывать их ласковым, эмоционально-выразительным голосом, с утрированной артикуляцией, сопровождая текст не только соответствующими движениями, но и богатой мимикой. В образовательной и совместно-партнерской деятельности на занятиях с детьми раннего возраста основным приемом работы является инсценирование сюжета потешки. Только с его помощью можно добиться у детей предельного понимания содержания. Инсценировка сочетается с синхронным чтением, что помогает объединить слуховые и зрительные стимулы.

На сегодняшний день множеством исследователей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. С. Заика,А. В. Запорожец, М. И. Кольцова, М. С. Рузина и др.)экспериментально доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление и формирование детской речи. Установлено, что развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук благотворно сказывается на функционировании речевых зон коры головного мозга.

Пальчиковые игры часто сопровождают потешки : русские «Ладушки, ладушки», «Ой, качи-качи-качи!», «Сорока-белобока», «Куда, кум, идешь?», «Идет коза рогатая», «Федул, что губы надул?», чувашские «Вёлтёрен» (Крапива, «Шап-шапарт» (Тихо-тихо, «Салам сана, манран кама?» (Привет тебе, от меня кому) и др. При этом чем больше дифференцированных мелких движений пальцами и кистями рук выполняет ребенок, тем больше психомоторных зон мозга активизируется. Речь ритмизуется движениями, становится более четкой, громкой и эмоциональной.

Разнообразные движения тела, пальцев рук и речевых органов в совокупности способствуют снятию напряжения, учат правильному соблюдению речевых пауз, нормализуют темп речи.

Напевность, звучность, ритмичность и игровая занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание запомнить, повторить, что способствует развитию экспрессивной речи. Потешки созданы на таком словарном материале, который, как правило, хорошо знаком детям раннего возраста.

Использование потешек имеет особую значимость в период адаптации к пребыванию в детском саду: ребенок находится в непривычной обстановке, скучает по маме, часто не расположен к общению.

Правильно подобранная в соответствии с темой занятия потешка может помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями и вступить в контакт с детьми и педагогами.

Положительным плюсом, несомненно, является и то, что использование потешек не требует отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой восприятия и обучения детей раннего возраста. Подбор потешек происходит в рамках лексических тем с учетом конкретного действенного познания детьми окружающего мира, уровня их языкового развития, а также тематического принципа и связи разделов программы.

Таким образом, использование потешек для развития речи детей раннего возраста осуществляется в различных формах на занятиях, досуговых мероприятиях, прогулках, в играх и в других режимных моментах. Использование потешек в развитии речи способствует: расширению представлений детей об окружающем мире и формированию первоначальных знаний о национальной культуре своего народа; обогащению словарного запаса; развитию как связной, так и диалогической речи; усилению самоконтроля за правильностью звукопроизношения.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Отчет о проделанной работе по теме «Безопасность в режимных моментах» (вторая младшая группа)Отчет о проделанной работе по теме «Безопасность в режимных моментах» (вторая младшая группа) Отчет о проделанной работе по теме "Безопасность в режимных моментах", 2 младшая группа Цель. Формировать у детей навыки правил безопасного.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование потешек в режимных моментах как средство обогащения словаря детей раннего возраста
Опубликовано: 19 марта 2022 в 12:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование потешек в режимных моментах как средство обогащения словаря детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД