Потеряйло Светлана
Интеграция общего и дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
КГУ «Дом детского творчества» акимата Федоровского района
Доклад:
дополнительного образования»
Составитель Потеряйло Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования.
2018 год
Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз
Публикация «Интеграция общего и дополнительного образования» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
Изучив инструктивно-методическое письмо, а в частности особенности дополнительного образования детей в общеобразовательных школах Республики Казахстан меня привлекло то, что, особенностью дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики Казахстан обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования.
Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования, характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования, способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.
Интеграция начального, основного и общего среднего образования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства.
В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования. Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.
Учителя-предметники могут вести кружки, секции, студии, клубы по интересам, спортивные секции, подготовительные курсы, организовывать познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и др. по своему профилю во внеурочное время. Например, я работаю учителем технологии в школе. За один час урока мы проходим только азы прикладного искусства, а на кружке воспитанники раскрываются полностью. Они выбирают понравившуюся им технику (бисероплетение, газетоплетение, декупаж, пошив казахских национальных изделий и др.) делают работу аккуратно, развивая при этом усидчивость, терпение, эстетику оформления изделия. Готовят школьные и районные выставки, участвуют, со своими работами в конкурсах занимают призовые места, дарят свои изделия родным и близким, тем самым экономят домашний бюджет в приобретении подарков. Таким образом, для обеспечения полного охвата занятостью детей во внеурочное время, в том числе в субботний день, необходимо эффективно использовать потенциал учителей-предметников.
Еще одна особенность обновления содержания образования это переход на 5-дневную учебную неделю. У учащегося увеличивается свободное время. Основой организации учебно-воспитательного процесса в субботний день должно стать дополнительное образование.
Для выполнения рекомендаций инструктивно методического письма обозначены пути интеграции базового и дополнительного образования детей :
1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания;
2) осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др., на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей;
4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.
В условиях реализации общенациональной идеи «Мгілік Ел» проводимая учителями школ и педагогами дополнительного образования работа должна быть направлена на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу своего народа.
Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях
Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.
Педагогам детских фольклорных коллективов школ продолжать работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа, сохранению и развитию региональной фольклорной традиции: песенной, танцевальной, народных промыслов и т. д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров: почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.
Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра.
Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества надо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.
Как показывает практика, мощным механизмом духовно-нравственного просвещения являются занятия изобразительным искусством, хореографией, музыкой. Структура ряда самостоятельных конкурсов и выставок могла бы быть объединена общей идеей представления «Через искусство – к миру и взаимопониманию». За 2017-2018 учебный год я как руководитель кружка провела школьные конкурсы по следующим номинациям:
1) «Национальные традиции и обряды» (участники конкурса представили описание и продемонстрировали национальные обряды, а также рассказали о традициях своего народа); Получили грамоты
2) «Декоративно-прикладное творчество «Храм традиций» (в конкурсной программе данной номинации приняли участие авторы творческих работ (мягкая игрушка, вышивка, лоскутное шитье, вязание, декупаж, бисер, резьба по дереву и т. д.). Так участники были награждены грамотами и благодарственными письмами
3) «Блюда национальной кухни» этот конкурс мы с воспитанниками запланировали провести 28 апреля в преддверии празднования 1 мая дня единства народов Казахстана
Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей. Дополнительное образования детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе.