Нина Митрофанова
Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые образовательные нужды
▼ Скачать + Заказать документы
Существует много определений здоровья человека.
В уставе ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) говорится, что здоровье – это не только полное отсутствие физических дефектов, но полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровье, по мнению большинства ученых, рассматривается как уравновешенность функциональных систем растущего организма с внешней средой, которая у детей с нарушением зрения отсутствует. Кроме того это ограничение здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Публикация «Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые образовательные нужды» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Психофизическое развитие это понятие, содержащее в себе 2 важные, равноценные составляющие - психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
Физическое развитие – это изменение морофологических параметров (роста, веса, пропорций развития разных частей тела, а также степень развития функциональных способностей организма (мышечная сила, емкость легких, развитие нервной системы и эндокринного аппарата).
Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Психофизическое развитие включает в себя ряд возрастных этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей : младенческий - от рождения до 1 года, преддошкольный - от 1 до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, младший школьный - от 7 до I2 лет, подростковый - от 12 лет.
Особенности психофизического развития ребенка дошкольного возраста в норме.
В дошкольном возрасте особенно интенсивно идет развитие психических функции и свойств личности. В этот период совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся более координированными, ловкими, уверенными, что расширяет круг практической деятельности ребенка. Ребенок этого возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому или в детском саду, в состоянии справиться с такими видами деятельности, как лепка, рисование, наклеивание, вырезывание. Однако тонкие, наиболее дифференцированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Так же в физическом развитии в этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, ребенок переходит на режим питания взрослого. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать.
Исключительно бурно у дошкольника идет речевое развитие. К трехлетнему возрасту нормально развивающиеся дети обычно овладевают всей системой звуков родного языка и основными формами его грамматического строя. Значительно обогащается словарный запас, который к шести годам составляет свыше 3500 слов. В связи с расширением форм общения ребенка с окружающими у него появляется связная речь. В этом же возрасте начинает формироваться регулирующая функция речи. Такого уровня речевого и психического развития ребенок достигает в процессе речевого общения, активной деятельности, взаимодействия с внешней средой.
Восприятие дошкольника приобретает черты самостоятельного целенаправленного процесса. Усиленно развивается непроизвольное запоминание, и постепенно начинают складываться первые элементы произвольного активного запоминания.
Особенности психофизического развития ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий
многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.
Акцент развития такого ребенка переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности.
В это время на психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.
Отмечаются затруднения в формировании ходьбы, они передвигаются, приставляя одну ногу к другой, ходят мелкими шагами, может наблюдаться неуверенность при принятии вертикальной позы. Двигательные затруднения и слабость ориентировочной деятельности ребенка влияют и на его эмоциональную сферу, вызывая боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки и движения.
Основной целью своей работы с детьми с нарушением зрения я вижу снятие эмоционального напряжения, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка в группе, развитие адаптивных социальных качеств необходимых для поступления в школу, Кроме того важно не допустить формирования вторичных нарушений здоровья.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией, а чаще объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Специфика нашего учреждения требует коррекционной направленности всего общеобразовательного процесса, а также наличия специальных коррекционных занятий.
С детьми проводится диагностическая, групповая, подгрупповая коррекционно-развивающая работа с учетом диагноза и рекомендаций врача – офтальмолога. Кроме того, с каждым ребё нком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов: медсестры – ортоптистки, тифлопедагогов, психологов, логопеда, инструктора ФК, музыкального руководителя.
Используются физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика. Обязательна гимнастика для глаз. Снятие психомышечного напряжения, в том числе с использованием релаксации, массажа и самомассажа. Для предупреждения утомления используется смена деятельности на занятии.
Психоэмоциональные и физические нагрузки регулируются в соответствии с возможностями детей.
В интегрированные занятия включаются элементы психогимнастики, помогающей осмыслить различные эмоции, научиться управлять ими, овладеть способами выражения эмоций, а также снять психическое напряжение.
Широко используется и дает здоровьесберегающий и развивающий эффект сказкотерапия, вовлечение детей в театральную деятельность. Оправдано применение таких методов работы, как цветотерапия, ароматерапия, музыкотерапия.
В учреждении рационально построен режим дня. Небольшое количество детей в группах позволяет уделить внимание каждому ребенку. Учитывается распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. Проводится контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
Специально организована комфортная среда (опознавательные знаки на двери). Продумано цветовое и световое оформление пространства. Используются офтальмотренажеры, зрительные дорожки на стенах.
Хотелось бы предложить организацию в группах «Уголка настроения», который поможет отследить и стабилизировать эмоциональное состояние детей.
В заключение добавлю, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у наших детей отношения к здоровью как к жизненной ценности.