Наталья Белова
«На пути к открытиям». Экспериментирование как ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
На пути к открытиям
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Публикация «„На пути к открытиям“, Экспериментирование как ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в дошкольном детстве» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребенку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. И основная задача дошкольного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
По определению любая деятельность, в том числе и исследовательская, предполагает возникновение мотива (в момент осознания того, что появилась проблема, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. В привычном же понимании использование элементарных опытов в детском саду сводится к демонстрации свойств веществ: воды, магнитов, песка и т. д., но активен при этом воспитатель: ставит цель, исследует вещество, делает вывод. Дети лишь пассивные созерцатели, им остаётся проговорить озвученный педагогом вывод. Мотивация возникает не от познавательной потребности, а на основе интереса к действию (процессу, в результате чего осознания проблемы не происходит. Обратимся к нашему слайду. Представьте, что отсутствует мотив, остаётся лишь действие. Таким образом, исследовательской деятельности нет, использование элементарных опытов фрагментарно. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. Если мы уберём действие, останется мотив, но и из этого деятельности не получится.
Анализ содержания программ для детского сада и методических рекомендаций к ним свидетельствует, что исследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в рамках программы «Ознакомление с явлениями неживой природы» с помощью экспериментирования (элементарных опытов). При этом следует помнить, что формирование «знание» (начальные представления о природоведении, физике, химии, астрономии и т. д.) возможно осуществить и другими механизмами. Исследовательская деятельность должна давать принципиально иной результат – навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребенок должен научиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Эти задачи трудно реализовать в групповом помещении.
Так у нас родилась идея создания в детском саду мини-лаборатории по опытно-экспериментальной деятельности, где дети получают первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, знакомятся с талантливыми учеными и изобретателями, а также проводят несложные, но интересные эксперименты и учатся самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей и может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. При этом мы убедились, что необходимо учитывать гендерные особенности, т. к. мышление, восприятие, эмоциональная реакция у мальчиков и девочек значительно отличается. В конце концов, у них зачастую резко отличаются познавательные интересы.
Но для решения тех задач, которые мы поставили, одних слов мало и одного только помещения тоже не достаточно. Наша лаборатория оснащена специальным оборудованием.
• Оборудование для экспериментирования с веществами (колбы, пробирки, ёмкости ит. д.)
• Приборы для взвешивания (Мы знакомим детей с различными весами)
• Часы различной конструкции (электронные часы, песочные, будильник, часы с кукушкой. Для нас важно, чтобы у ребёнка появилось внутреннее ощущение времени)
• Коллекции камней, кристаллов
• Увеличительные приборы (микроскопы, лупы)
• Фото и видеотехника
• Дидактические игры и пособия
• Наборы «Маленький биолог», «Студия Жужжания»,
• Наборы для элементарных опытов по физике, химии для малышей.
• электронный конструктор «Знаток» и «Маленький Эйнштейн»
Пожалуй, самый востребованный в последнее время, особенно мальчиками стал электронный конструктор, где по электрическим схемам происходит соединение деталей, в результате которых происходит управление светом, звуком, электричеством.
В нашей лаборатории реализуется программа «Астрономия для малышей». Естественнонаучное содержание программы обеспечивает формирование у детей 5-ти лет научной картины мира, приобщает будущих школьников к научному стилю мышления, создает дополнительные условия для развития любознательности и познавательных интересов. Авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.