ЛАРИСА КАРПОВА
Консультация для преподавателя по музыке «Музыкотерапия, хромотерапия в коррекционной педагогике»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №32 «РОДНИЧОК» ГОРОДА БЕЛОВО»
СТАТЬЯ
ТЕМА: «МУЗАКОТЕРАПИЯ, ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»
БЕЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ХРОМО ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Публикация «Консультация для преподавателя по музыке „Музыкотерапия, хромотерапия в коррекционной педагогике“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком.
Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.
Самый большой эффект от музыки — это профилактика нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, приступы агрессии. По признанию известной французской писательницы Ж. Санд, музыка лечила ее значительно эффективнее, чем доктора.
В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место.
Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля. Интересными были доклады психотерапевтов из Германии, которые приезжали в Ростов-на-Дону в мае 1995 г. Их лекции вызвали интерес среди ученых и студентов консерватории, педагогических и медицинских университетов.
Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей.
Правда, восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.
* Легкая спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить.
*«Каприз № 24» Никола Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания.
* Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
* «Лунная соната» Бетховена. Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись в должной степени лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно
Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности.
Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям в любом возрасте с любым выявленным недугом. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.
Цель занятий с использованием музыкотерапии : создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психо-коррекционных задач, которые тесно переплетаются с психо-терапевтическими.
Наиболее важными для детей с нарушением интеллекта, являются трени-ровка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.
Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.
Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Разработка и проведение музыкотерапии в дошкольном возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, дефектологами, логопедами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека.
Из работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой нарушения. Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изобразительной деятельности.
Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). При использовании музыкотерапии в коррекционной работе с детьми имеющими патологию, можно сделать следующие выводы.
1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.
Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Педагогам, дефектологам, логопедам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и исполь-зовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. В педагогической практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда ребёнок утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую гамму. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении, при нарушении интеллекта.
Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет; цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.