Лилия Спирина
Музыка в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка оказывает большое влияние на развитие человека, воздействуя на психику с первых дней его жизни. Являясь постоянным спутником, музыка, занимает очень важное место в общекультурном развитии.
Публикация «Музыка в жизни ребенка» размещена в разделах
Это единственное искусство, проникающее в человеческое сердце очень глубоко, изображая переживания его дум. По мнению разных писателей и композиторов работа по музыкально- эстетическому развитию должна проходить в системе и сопровождать деятельность, которую ведут педагоги. Музыка является культурным фундаментом для воспитания подрастающего поколения. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания и образования.
Музыка является источником вдохновения для человека. Она побуждает к подвигам и успокаивает в моменты усталости. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, взволнованность.
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Характер воздействия музыки очень разнообразный. Любое музыкальное произведение обладает своим характером, языковыми понятиями, речью. Д. Б. Кабалевский утверждал, что музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней. Музыкально-эстетическое воспитание является не целью, а средством для гармоничного развития личности.
Содержание музыкальных произведений очень разнообразные по своему социально-образному содержанию. Каждое произведение выражает различную гамму переживаний человека. Маленькие дети достаточно остро чувствуют музыкальные интонации, насыщенность музыкальной фактуры в патриотических произведениях, передающих чувство любви к Родине. Дети с отзывчивостью реагируют на различный характер музыки, они переживают событиям, чувствам, передаваемым музыкальным произведением.
Нравственный облик ребенка довольно успешно формируется в процессе музыкального воспитания. Все музыкальные произведения очень разнообразны по своему образному содержанию. Вся гамма переживаний человека довольно многообразна. Совсем маленькие дети чувствуют выразительность интонаций, всю насыщенность музыкального произведения, лиричность и патриотизм, передающиеся композитором. Дети проникаясь музыкой, переживают тем чувствам и событиям, которые слышны в ней. Они способны различать лирику, танец, вальс, польку.
В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональ ному содержанию.
Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.
Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движения под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. В условиях хорового исполнения всегда можно предложить детям задания, разные по степени сложности. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения раз личного настроения, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает куль туру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем она активизирует умственное развитие ребенка. В музыковедческой литературе можно встретить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику умственных процессов.
Для проявления все форм мышления, отмеченных в современной психологии дошкольника, музыкальная деятельность является одной из значимых. Через музыку обогащаются представления об обществе, природе, быте и праздниках. Таким образом музыкальное воспитание является одним из путей нравственно-эстетического,умственного и физического совершенствования.
В современной психологии дошкольника отмечены три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно -эстетического, умственного и физического совершенствования.